Как застрявший в Суэцком канале сухогруз может спровоцировать дефицит туалетной бумаги?
Из-за пробки, образовавшейся на одном из крупнейших морских торговых путей, начались перебои поставок. Это произошло на фоне существующего кризиса в этой сфере. Эксперты предупредили, что инцидент может привести даже к нехватке туалетной бумаги
Читать на полной версииВласти Сингапура предупредили о перебоях грузовых поставок в Азию из-за аварии в Суэцком канале. При этом появились сообщения, что разблокировка пути может занять несколько недель. Между тем в мире сейчас и так проблемы с морскими грузоперевозками. Из-за сложившейся ситуации могут возникнуть перебои с туалетной бумагой, предупредил крупнейший игрок рынка.
Еще в среду, 24 марта, говорили, что на разблокировку Суэцкого канала понадобится всего пара дней — так что ничего критичного за это время не произойдет. Но в четверг агентство Reuters со ссылкой на компанию, которая вызволяет севший на мель сухогруз, сообщило, что на освобождение Суэца могут уйти недели. А заодно появилась фотография: одинокий, малюсенький по сравнению с гигантским контейнеровозом экскаватор пытается провести какие-то работы. А тем временем все застрявшие в Суэце десятки судов как стояли, так и стоят, замечает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Все как стояли как вкопанные, так и стоят. Ни с Красного моря не могут идти, ни в Красное море. Наихудший сценарий — если не удастся этот контейнеровоз вообще никак сдвинуть, вот он как замер, так и замер. В таком случае действительно наступят труднопредсказуемые последствия, потому что опыта такого нет, его придется частично хотя бы разгружать, а сколько на это уйдет времени — уму непостижимо».
Но если для разблокировки действительно потребуются недели, то это уже грозит проблемами в мировой торговле. На торговый путь через Суэцкий канал приходится до 12% всех морских перевозок. И что делать другим судам? Идти по иному пути, огибая мыс Доброй Надежды (а это на 15 дней дольше и, значит, дороже)? Или вставать в очередь и ждать, возможно, несколько недель, пока снимут с мели сухогруз (и тоже, естественно, терпеть убытки)? Убытки будут терпеть и те, кто не получит вовремя грузы. А с морскими перевозками сейчас и так хватает проблем. Из-за пандемии и закрытия заводов разорвались цепочки, стало не хватать контейнеров, резко подорожало топливо, говорит первый заместитель гендиректора по морским перевозкам ПАО «Совфрахт» Карен Степанян.
Карен Степанян первый заместитель генерального директора по морским перевозкам ПАО «Совфрахт» «Мы говорим про дефицит контейнеров, про повышение стоимости перевозки. Связано с тем, что в период пандемии уменьшились товарные партии и очень много игроков перешли на более мелкие партии, которые удобнее перевозить в контейнерах, — это первое. Второе — это достаточно существенное повышение цен на топливо. За последний год цена на топливо выросла практически в два раза, соответственно, увеличилась стоимость перевозки».
О другом тревожном звонке сообщил Bloomberg. Издание пишет, что мир скоро может столкнуться с дефицитом туалетной бумаги. Агентство ссылается на компанию Suzano SA, бразильского поставщика целлюлозы того сорта, из которого делают туалетную бумагу. На него приходится треть мировых поставок. Туалетной бумаги может не хватить из-за все тех же логистических проблем. Особенно с учетом того, что во время пандемии жители Земли массово бегут в магазины именно за этим товаром.
России такая проблема не грозит, у нас много леса и своего сырья. А представитель Сясьского целлюлозно-бумажного комбината Татьяна Сумцова говорит, что ЦБК может поделиться и с другими странами.
Татьяна Сумцова представитель Сясьского целлюлозно-бумажного комбината «Мы можем отвечать только за свое производство: у нас мощности позволяют производить дополнительные объемы продукции. И в принципе мы видим возможность, если что, оказать какую-то поддержку другим странам в виде экспорта продукции, потому что у нас предприятие полного цикла, и мы производим туалетную бумагу, бумажные полотенца, у нас не будет перебоев с сырьем. И на внутреннем рынке мы не видим сейчас вероятности дефицита продукции».
Тут главное, чтобы не произошло как с масками, которые год назад срочно понадобились всему миру, а в первую очередь Китаю. И он начал сметать маски отовсюду, в том числе с российского рынка. Дошло то того, что нашему правительству пришлось ввести запрет на экспорт средств индивидуальной защиты. Но если в марте 2020 года маски казались временной мерой и носили их далеко не все, то с туалетной бумагой, если вдруг будет дефицит, случай несколько иной.
И возвращаясь к теме заблокированного Суэцкого канала. СМИ проследили маршрут сухогруза Ever Given и обратили внимание, что он выписал в Красном море странную фигуру. Она очень напоминает фигуру, которую российские пилоты несколько месяцев назад нарисовали в воздухе в поддержку футболиста Артема Дзюбы. Изобразив подобный символ, контейнеровоз сел на мель, перекрыв Суэц.