Китай запретил ввоз рыбы трех российских компаний из-за коронавируса на упаковке
Импорт приостановлен на неделю. КНР осенью прошлого года уже прекращала ввоз российской продукции из-за якобы обнаруженного на упаковке коронавируса
Читать на полной версииОбновлено в 14:00
КНР с 24 марта на неделю прекращает принимать продукцию дальневосточных «Камчатморепродукта», Южно-Курильского рыбокомбината и «Южморрыбфлота». Об этом говорится в заявлении китайской таможни.
Представитель Южно-Курильского рыбокомбината сообщил Business FM, что 25 марта готовится важное заявление от отраслевой ассоциации, и отказался от комментария. А «Южморрыбфлот» вообще почти не занимается экспортом и не совсем понятно, как их рыба попала в Китай, сказал радиостанции управляющий владельца бренда — группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.
— Мы особой трагедии не делаем из этого, ну в конкретном случае нашей компании по причине того, что большую часть своей продукции мы продаем на внутренний рынок, а учитывая, что мы запустили и активно развиваем береговой перерабатывающий завод, производящий конечную продукцию для потребителя, в том числе и на экспорт, то, по сути, мы никаким образом не зависим от экспорта в Китай. Поэтому для нас это некритично.
— Какие сейчас планируются действия, ведутся ли какие-то переговоры, чтобы разрешить эту ситуацию?
— Мы ничего не предпринимаем. Дело в том, что эту продукцию даже не мы экспортировали. Это уже на территории Китая продукция, которая выявлена в результате их внутренних проверок. Просто когда начали уточнять производителя, выяснилось, что это одна из наших компаний. Мы даже не очень понимаем, как эта продукция попала на территорию Китая с точки зрения происхождения. То есть какая-то одна из российских компаний нашу продукцию экспортировала, и уже потом у них возникли такие проблемы.
Сообщения о том, что на упаковке российского минтая и кеты найден коронавирус, появились еще в октябре. Тогда КНР полностью прекратила импорт продуктов водного промысла из России. В эфире Business FM представители отрасли неоднократно жаловались, что предназначенную на экспорт рыбу уже некуда складывать.
Значит ли это, что запрет на ввоз продукции конкретных компаний откроет поставки для других рыболовов? Комментирует исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин.
— Это скорее очередные меры, принятые китайцами. Началось все еще в прошлом году, якобы китайцы выявили на упаковке продукции коронавирусную инфекцию и уже в прошлом году ввели жесткие меры контроля. Потом вроде какое-то время прошло, это все стихло в летний период, потом это в конце года снова началось. Это очередной сигнал. Все эти три компании — очень крупные, очень мощные игроки на российском рынке, соответственно, и на китайском. Флот у них хороший, продукция у них хорошая. На самом деле вполне возможно, что идут некие торговые игры. С начала года уже снижается вылов минтая, отставание от прошлого года больше чем на 10%. Все-таки надо разобраться, как нашли, где нашли. Может быть, организовать совместные инспекции с китайцами, показать, убедиться, действительно так это или не так, присутствует ли там коронавирус, потому что есть сомнения.
— Может ли это заявление означать, что остальным разрешат? И достаточно ли недели для того, чтобы проверить и устранить трудности с упаковками?
— Вполне возможно, они, как правило, сразу жесткие меры не вводят. Вот они нашли какие-то следы, сейчас они будут якобы лабораторные исследования проводить. В любом случае эти сигналы становятся слишком частыми, на них нужно обращать внимание уже правительству, причем по-серьезному.
Россия ежегодно добывает 1,7 млн тонн минтая, 70% этого объема уходит на экспорт. С декабря российские производители могли поставлять рыбу в Китай только через посредников. Комментирует генеральный директор РИА Fishnews Эдуард Климов.
— Сейчас компании вкладывают либо в Японию, либо в Корею, и через Корею какие-то партии идут уже в Китай с контролем корейской стороны, японской стороны, но это очень небольшие объемы. Все складируется до лучших времен.
— В Китае какой-то особый спрос именно на эту рыбу?
— Китайцы не едят минтай. Китай делает переработку минтая для отправки в Европу. Все-таки основной потребитель российского минтая — это Европа.
— Были же разговоры о том, что вирус на упаковке не остается, или у них какие-то жесткие ограничения?
— У китайцев свое представление о безопасности, которое не коррелируется с внешним миром. Допустим, американцы провели целое исследование, оно опубликовано, что через упаковку не передается вирус. Но китайцы — это закрытый мир, мы даже не понимаем, как они анализы берут, мы не присутствуем при этих анализах.
Из-за переизбытка минтая на рынке в начале года цены на него упали почти на 40% — со 100 рублей за килограмм до 65 рублей.