Кому грозит перспектива стать «цифровым резидентом» России поневоле?
Как сообщили источники «Коммерсанта», правительство России попытается обязать международные IT-компании создать представительства в стране и платить здесь налоги
Читать на полной версииРоссийские власти могут обязать иностранные IT-компании с большой аудиторией регистрировать в России дочерние структуры и платить здесь налоги. Такая инициатива содержится в плане поддержки IT-отрасли, который находится на согласовании в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко, пишет со ссылкой на свои источники «Коммерсантъ».
По данным издания, иностранным сервисам с аудиторией более 100 тысяч человек будет предложено несколько вариантов регистрации: либо путем создания дочерних обществ совместно с российскими компаниями, либо дистанционно в личном кабинете ФНС. После принятия проекта у сервисов будет месяц, чтобы подать заявку на регистрацию. В противном случае им могут грозить «санкции».
Кому грозит возможность стать «цифровым резидентом» России поневоле? Комментирует управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Андрей Гольцблат.
Самые подозрительные увидят в этой инициативе продолжение борьбы Москвы с иностранными IT-гигантами за контроль над рунетом — однако те же процессы идут по всему миру. Ряд стран Европы, в том числе Франция, уже в одностороннем порядке ввели законы о налогообложении иностранных IT-компаний. Вашингтон даже пригрозил Парижу санкциями — но пока без конкретных действий. Даже один из штатов США, Мэриленд, принял ту же инициативу — обязал гигантов платить налоги властям штата за оказанные там услуги. Правда, лоббистские группы пытаются оспорить законность нормы в американском суде.
Если посмотреть на ситуацию в целом — почему внезапно все спохватились, что нужно заставить IT-компании платить налоги? Вроде бы они оптимизируют налогообложение уже давно. И можно ли сказать, что Россия идет в общем тренде? Рассуждает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко.
Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «Мне кажется, что у проблемы есть две стороны. Первая заключается в том, что постепенно обороты всех бизнесов, связанных с интернетом, растут. То, что сейчас десятки миллиардов, станет сотнями миллиардов, то, что сейчас сотни миллиардов, будет на порядок больше. Все-таки эта причина кажется мне вторичной, по крайней мере со стороны российских властей. А первичная заключается в том, что аудитория, которую раньше Кремль контролировал через традиционные СМИ, вкладывая в это сотни миллиардов рублей ежегодно, сейчас оказывается скорее в распоряжении социальных сетей, которые Кремль никак не контролирует. Это его устраивать не может, а если будет открытое представительство, то в него могут приходить все — от пожарников до эфэсбэшников».
Наиболее наглядно то специфическое положение, в котором удалось оказаться IT-гигантам, иллюстрируют цифры. Например, в Австралии, где на Facebook и Google приходится более 80% всего рынка цифровой рекламы, сумма налогов крупнейшей соцсети меркнет по сравнению с ее доходами. Как указывает газета The West Australian, в прошлом году Facebook на континенте заплатил налогов на 40 млн долларов, а заработал 1,7 млрд долларов.
Возвращаясь к российской инициативе, о ее эффективности можно только гадать — масштабы гипотетических «санкций» для нарушителей новых правил неизвестны. Во Франции, как указывает The Local, налог вроде бы работает: IT-компании пока никуда не ушли. Правда, Париж обязал их платить трехпроцентный налог на выручку, а так называемый российский налог на Google достигает 16%.