«Убийца», жвачка и угроза санкций. Как расценивать противоречивое интервью Джо Байдена
Среди прочего новый президент США — вроде бы! — согласился с интервьюером, что Владимир Путин — «убийца». Ответ Москвы пока сдержанный. Из Вашингтона «для консультаций» отозван посол Анатолий Антонов — как сообщается, чтобы не допустить «необратимой деградации» отношений
Читать на полной версииОбзываться на линии Москва — Вашингтон не принято. Буш-младший вообще называл Владимира Путина «прямолинейным и надежным», Обама — максимум уличил российского лидера в том, что тот «одной ногой стоит в советском прошлом». А когда Трампу задали прямой вопрос о том, считает ли он президента России «убийцей», тот парировал: «Убийц много. Думаете, наша страна такая уж невинная?»
Поэтому высказывание 46-го президента США многие назовут беспрецедентным. Посреди второго большого интервью Байдена на посту журналист ABC Джордж Стефанопулос начал задавать вопросы о России. Сначала речь зашла о свежем докладе американской разведки, согласно которому осенью Москва пыталась «очернить» кандидата Байдена — и приказ об операции «с высокой вероятностью» отдал лично российский лидер.
«Какую цену должна заплатить Россия?» — спросил ведущий. Байден ответил, что Москва «заплатит», но тут же соскочил с темы, сказав лишь, что они с Путиным «знают друг друга». Журналист снова пошел в атаку и сказал следующее: «Вы знаете Путина. Вы считаете его убийцей?» Байден чуть подумал и ответил: «Мгм, считаю».
— So you know Vladimir Putin. You think he's a killer? (Вы знаете Владимира Путина. Думаете, он убийца?)
— Mmm hmm, I do. (Хм, да, считаю).
И опять соскочил. Конкретики по «цене» нет — «скоро узнаете». Да и вообще, как сказал Байден: «Есть такое выражение — «идти и жевать жвачку». Есть сферы наших совместных интересов. Поэтому я договорился с ним о продлении Договора СНВ».
Реакция на высказывания Байдена была такой же смешанной и сумбурной, как и они сами. Ряд западных СМИ сначала вынесли слово killer в заголовки, но статьи быстро пропали с передовиц. Как пишет Bloomberg, Байден «вяло согласился» с утверждением журналиста и не стал развивать тему. На сайте CNN казалось бы беспрецедентное высказывание вообще отсутствует на главной странице.
Реплики оценивает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Дополнительных комментариев Белого дома в первые часы после выхода интервью не последовало. В принципе, определенный простор для толкований здесь есть. Журналист произнес сразу две реплики: «Вы знаете Путина» и «Считаете ли вы его убийцей?» Быть может, Байден сказал «Mhmm. I do» о знакомстве с Путиным.
Можно ли предположить, что это было не программное заявление, а просто вопрос застал президента врасплох? Комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Интервью Байдена было опубликовано за день до вступления в силу очередного пакета американских санкций. Отдельные российские СМИ называют их новыми, но на самом деле это не совсем так — о мерах было объявлено еще 2 марта.
Теперь американским компаниям запрещено экспортировать в Россию товары оборонной промышленности и двойного назначения, за исключением сферы космического сотрудничества, а ведомствам и госбанкам нельзя предоставлять кредиты и финансовую помощь Москве, за исключением экстренной и гуманитарной. Также под санкциями оказались первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, глава ФСБ Александр Бортников и ряд других высших чиновников. Нельзя исключать, что на этом новая санкционная волна не закончится. Как выразился сам Байден, «скоро увидите».
Российская валюта отреагировала на громкие заголовки падением в моменте до 74 рублей за доллар и 88 за евро. Российские индексы снизились до трехмесячного минимума.