Справка из онкоцентра не убедила в необходимости лечения фигуранта дела Фургала на свободе
Защита не смогла убедить суд в том, что Марат Кадыров страдает прогрессирующим онкологическим заболеванием легких и не получает в СИЗО лечения. Суд согласился с доводами следователя о том, что обвиняемый может содержаться под стражей
Читать на полной версииПервый апелляционный суд отказался перевести из СИЗО под домашний арест Марата Кадырова, предполагаемого соучастника в деле экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Защита апеллировала к тому, что обвиняемый страдает онкологическим заболеванием легких, которое без надлежащего лечения в СИЗО прогрессирует. Однако представленные медицинские документы не убедили Фемиду. Адвокат обвиняемого намерен жаловаться в Европейский суд по правам человека.
Несмотря на то, что предыдущее слушание в Мосгорсуде 15 февраля проходило в закрытом режиме, рассмотреть апелляционную жалобу защиты на продление в этот день Марату Кадырову срока содержания под стражей до 18 мая 2021 года вышестоящая инстанция решила при открытых дверях. В этой связи в зал суда пустили супругу обвиняемого Гульнару Кадырову.
Адвокат Кадырова Тимур Идалов просил отменить постановление Мосгорсуда и перевести обвиняемого под домашний арест в квартиру, которую в случае смягчения меры пресечения готовы были предоставить проживающие в Москве родственники хабаровчанина.
51-летний Марат Кадыров с 18 ноября 2019 года находится под стражей по обвинению в покушении на убийство бизнесмена Александра Смольского, которое произошло в Амурской области 28 июля 2004 года. Заказчиком преступления, как считают в Следственном комитете России, выступил арестованный летом прошлого года бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, обвиненный помимо этого, также в двух убийствах конкурентов по бизнесу.
Срок давности и обследования в неволе
Защита утверждала, что Кадырова незаконно держат под стражей, поскольку 15-летний срок давности за покушение на убийство истек еще в июле 2019 года, до задержания фигуранта. «Его не имели права задерживать, поскольку в силу действия уголовного закона Кадрову не может быть назначено пожизненное лишение свободы», — заявил Идалов.
Дело в том, что по закону к преступлениям, за которые грозит высшая мера наказания (пожизненное лишение свободы), срок давности применяется по усмотрению суда. Это прописано в части 4-й статьи 78 УК РФ. При этом пожизненный срок может быть назначен за убийства, которые вменяются Сергею Фургалу и другим фигурантам. Однако за покушение на убийство пожизненный срок не предусмотрен. В это связи, настаивает защита Кадырова, суд не сможет назначить ему какое-либо наказание и обязан будет дело прекратить.
Впрочем, основным доводом защиты стало состояние здоровья фигуранта, которое, как указывал Тимур Идалов, за полтора года содержания под стражей значительно ухудшилось. Как сообщала ранее Business FM, защита утверждает, что незадолго до ареста у Кадарова была обнаружена опухоль в легких, которая растет и, судя по результатам обследований, является злокачественной. Однако сотрудники медчасти столичного СИЗО № 5 «Водник» стараются скрыть, что заключенный страдает онкологическим заболеванием, чтобы не дать повода для его освобождения. В этой связи в медицинских документах из изолятора указан обтекаемый диагноз — периферическое образование верхней доли правого легкого без динамики.
По словам супруги подследственного, на протяжении восьми месяцев — с декабря 2019 года по август 2020 года — ее муж находился в туберкулезном диспансере «Матросской Тишины». Затем ему провели две компьютерные томографии — в ГКБ имени Демихова и 62-й онкологической больнице, где подтвердили наличие опухоли.
Жена: «Состояние у него паршивое»
Адвокат Тимур Идалов считает, что его подзащитного должны были направить на обследование в онкоцентр имени Блохина, с которым родные Кадырова в декабре 2020 года заключили договор на оказание медуслуг. В этой связи по просьбе близких арестованного врачи онкоцентра проанализировали результаты компьютерных томографий. «Мы получили данные с результатами КТ вышеупомянутых больниц и отдали их на независимую сравнительную экспертизу в НМИЦ имени Блохина», — рассказала Business FM Гульнара Кадырова.
По ее словам, 24 февраля врачи констатировали «отрицательную динамику опухоли», кроме того, они указали, что образование является злокачественным. «Это было указано в документах, которые адвокат Марата приобщил к материалам дела в апелляции, поскольку мы их получили уже после заседания Мосгорсуда, — сказала она. — Что касается состояния здоровья мужа, то я имела возможность поговорить с ним по видео-конференц-связи [из СИЗО]. Состояние у него паршивое, у него боли, он очень похудел. Человек по факту не получает лечения, не получает ничего», — сказала жена обвиняемого.
В свою очередь представитель прокуратуры и следователь Павел Задорожный сведения из онкоцентра имени Блохина не приняли во внимание, указав, что надлежащее лечение обвиняемому оказывается и по состоянию здоровья он может содержаться под стражей. В итоге Первый апелляционный суд оставил решение нижестоящего суда без изменения, а апелляционную жалобу защиту — без удовлетворения.
Надежды на Страсбургский суд
Тимур Идалов заявил, что как только получит копию судебного решения, то подготовит и подаст жалобу в Страсбургский суд. Адвокат намерен жаловаться на нарушение статьи № 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая запрещает пытки, незаконный арест (статья № 5 — «право на свободу и личную неприкосновенность») и доступ к правосудию (статья № 6 — «право на справедливое судебное разбирательство»).
Интересно, что 11 марта Первый апелляционный суд отменил решение о продлении срока ареста Андрею Карепову — другому предполагаемому подельнику Сергея Фургала. Однако его не освободили. Вопрос о возможности продления ему ареста Мосгорсуд рассмотрит заново.
Всего в деле пятеро обвиняемых. Расследование завершено, фигуранты знакомятся с делом. Большинство из них содержатся в СИЗО и лишь один — Николай Мистрюков — находится под домашним арестом. Последнему смягчили меру пресечения в сентябре 2020 года из-за прогрессирующего онкологического заболевания. Мистрюков признал вину и заключил сделку со следствием.