Обновлено в 13:34

Реджеп Эрдоган призвал Запад поддержать его в борьбе с Башаром Асадом. Президент Турции написал об этом в колонке для Bloomberg, приуроченной к годовщине сирийского конфликта — он продолжается уже десять лет.

Эрдоган заявил: с 2016 года Турция провела три «успешных операции» через свою границу на севере Сирии. Сейчас у Запада есть три варианта, считает он. Самый логичный из них, по мнению турецкого лидера, — поддержать Анкару, которая решит проблему в Сирии «с минимальными затратами и с максимальной отдачей».

Эрдоган ожидает, что Запад займет четкую позицию в отношении курдов. Он также призывает западные страны выполнить свои обязательства по прекращению гуманитарного кризиса.

Утром 16 марта в Минобороны России заявили о переброске военной техники Турции в Сирии. Как на этом фоне можно расценивать такие заявления турецкого лидера? Комментирует руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

Алексей Малашенко руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» «Все то, что говорит Эрдоган, всегда окрашено эмоциями. И в данном случае эмоции тоже льют через край. Ничего конкретного, к чему можно было бы приступить если не завтра, но хотя бы с лета, он не предлагает. Второе — это очевидная жалоба на то, что Турцию никто не поддерживает на Западе. Ее действительно не поддерживают, потому что ей не доверяют по целому ряду причин и, в частности, по причине того, что было совсем недавно в Карабахе, где турки в конечном счете достаточно активно вмешались. Поэтому я думаю, что Эрдоган этим, в общем-то, ничего не добьется. Европа занята своими делами и будет занята своими делами, тем более что европейцам угрожает только рост миграции из Сирии и вообще с Ближнего Востока. А что касается России и опасений не только ее, но и Башара Асада, что идут какие-то перемещения турецких войск к сирийской границе, так это было всегда. Я думаю, что самое любопытное здесь то, о чем Эрдоган не сказал: а что будет дальше, Башар Асад уцелеет, как пройдут выборы, как себя будет там вести оппозиция? Я понимаю, что Башар Асад сидит у власти 20 лет, что-то будет меняться. Уйдет Башар, уберут Башара? Я думаю, что это вопрос одного года — двух лет, не больше. А вот что будет дальше, какой будет тогда Сирия, кто там останется из внешних акторов и как там будут развиваться процессы?»

Россия выразила тревогу в связи с переброской военной техники Турции в провинции Ракка в Сирии, говорится в сообщении российского Центра по примирению враждующих сторон в республике. Российские военные назвали действия турецких вооруженных сил нарушением «статус-кво, установленного Меморандумом о взаимопонимании». Этот документ президенты России и Турции приняли осенью 2019-го.

В Кремле заявили, что у Москвы и Анкары есть разногласия по Сирии, но взаимодействие там продолжается, хотя в тех районах, где оно идет, ситуация остается непростой. При этом Россия выступает за возобновление диалога с Сирией со стороны арабских и западных государств, отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Дойдет ли до эскалации конфликта между Россией и Турцией на сирийском пространстве? Отвечает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

— Уже достаточно длительный опыт взаимодействия с Турцией продемонстрировал определенный алгоритм: идут длительные тяжелые переговоры, по ходу ситуация постепенно начинает усложняться, доходит до определенного пика, когда происходит столкновение, столкновение происходит обычно на земле силами противостоящих там группировок, но они поддерживаются турецкими и российскими возможностями. Столкновение приводит к тому, что возникает кризис, который в срочном порядке начинают решать на самом высоком уровне до следующего такого же цикла. Предыдущее обострение было год с небольшим назад, с тех пор было много событий включая пандемию, но проблемы и противоречия никуда не делись, соответственно, я думаю, что опять будет новая точка военного соперничества и пробы сил.

— Кстати, про пандемию. Эрдоган, апеллируя к Европе, называет сдерживание потоков миграции. Учитывая общую изоляцию, Европе сейчас просто не до этого?

— Европа на сирийском участке мировой политики никакой роли не играет давно. Фактически Эрдоган торгует своими возможностями пускать или не пускать беженцев в Европу. Сейчас пандемия вроде как создала естественные границы. Когда она пройдет, я думаю, все вернется примерно к ситуации, как это было раньше, то есть высокой зависимости европейцев от поведения Анкары.

Накануне, по данным Анкары, находящиеся под турецким контролем территории на севере Сирии подверглись ракетному обстрелу. Министерство обороны Турции заявило: ракеты были выпущены по гражданским пунктам и по танкеру с мазутом. В результате ранения получили мирные жители.