Женщинам в России могут сократить рабочую неделю до четырех дней. Такую идею поддерживает омбудсмен Москвы Татьяна Потяева. Она объяснила свою позицию тем, что женщина совмещает работу и «все заботы, которые есть». «Один день, когда женщина одна дома, а мужчина работает, это очень важно, поддержим», — сказала омбудсмен.

В соцсетях стали шутить о борщах и любовниках, однако тема на государственном уровне обсуждается вполне серьезно. Впервые об этом летом 2019 года заговорил бывший тогда премьером Дмитрий Медведев. Правда речь шла не только о женщинах. Недавно он к этой идее вернулся, сославшись на опыт работы в пандемию, когда сидеть в офисе необязательно. В Совете Федерации считают идею симпатичной, но отмечают, что остается слишком много вопросов. И первый, что приходит на ум, — за чей счет этот «банкет»? Ведь, как заявляют депутаты, зарплату при этом надо сохранить.

Директор группы компаний «Ямал инжиниринг» Александр Толстых говорит, что если такое ввести, то женщины просто будут больше работать в другие дни:

Александр Толстых директор группы компаний «Ямал инжиниринг» «У нас была построена в течение всего прошлого года работа на результат, то есть когда не стояла необходимость физического контроля — кто во сколько пришел, кто во сколько ушел. Составлялся план на неделю, и каждый сотрудник отчитывался за проделанную работу и за полученные результаты. И даже в режиме эксперимента можно было бы, конечно, попробовать вот эту четырехдневку, но это не значит, что милые дамы стали бы работать меньше — эти четыре дня у них стали бы более насыщенными. Объем задач меньше не станет, то есть кто-то будет раньше приходить на работу, может быть, кто-то будет позже приходить с работы, кто-то будет что-то пытаться доделать в дистанционном режиме на выходных».

У работодателей практически нет инструментов, чтобы оценить эффективность сотрудника на удаленке — и то же самое, если сократить ему неделю, говорит директор по развитию бизнеса компании «Юнити» Юлия Молодницкая. А вопрос зарплаты станет еще одной головной болью, отмечает она:

Юлия Молодницкая директор по развитию бизнеса компании «Юнити» «Кто-то будет оставлять ее прежней, но тогда продумает, каким образом изменится оценка результатов сотрудника для того, чтобы убедиться, что он не работает меньше. Либо же он будет менять свой подход, исходя из того, что сделал человек, а не сколько временит он потратил. Или же второй путь, когда конкретные задачи будут оцифрованы и будет понятно, что выполнение этих задач означает полную, стопроцентную оплату».

Председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова считает, что главное, чтобы человек работал хорошо:

— Я отношусь как женщина к этому положительно, потому что сама работаю три дня офлайн в офисе, два дня — онлайн. Тут нужно смотреть за психологией народа, чтобы он не расхлябался, чтобы не было такого, что час-два поработал и потом он уже сам себе там занимается домашними делами. Есть даже программы, чтобы была организована дисциплина, она контролирует компьютер. Я поддерживаю четыре дня. Вообще нужно дополнительное время, чтобы женщины уделяли дома внимание детям.

— Есть же при этом сотрудники мужчины, которые могут это счесть несправедливым.

— Мне кажется, наоборот, многие поддержат, потому что это коснется каждой семьи. И есть плюс к тому, что женщина может дома много что сделать для мужчины.

Однако есть сферы, в которых работают в основном женщины, и если всем сократить неделю, возникнут проблемы. Например, школы, детсады и поликлиники, МФЦ и собесы. А также отделы, где идет постоянный документооборот и администрирование, и присутствие сотрудников обязательно. И еще один нюанс — при найме новых работников работодатель может отдать предпочтение мужчине только из-за того, что тот будет работать пять дней, а не четыре.

Согласно опросу сервиса «Работа.ру» 38% работодателей поддерживают идею четырехдневной рабочей недели для всех. 42% — против, а 20% — не определились.