Болен ли еще один фигурант дела Фургала раком?
Это утверждают жена и защита Марата Кадырова. Еще полтора года назад у обвиняемого в легких нашли опухоль. Однако ставить диагноз тюремные медики не спешат. По мнению адвоката, это делается намеренно, чтобы удержать его под стражей
Читать на полной версииПервый апелляционный суд рассмотрит 16 марта вопрос о возможности отмены ареста Марату Кадырову. Это предполагаемый исполнитель покушения на амурского предпринимателя Александра Смольского, которое, как считает следствие, заказал экс-губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Защита утверждает, что Кадыров страдает онкологией и не может содержаться в СИЗО, однако следствие пытается скрыть это, чтобы не отпускать его из-под стражи. Осенью 2020 года в связи с наличием тяжелого заболевания СИЗО уже покинул один фигурант этого дела — Николай Мистрюков, перед этим он заключил сделку со следствием.
Рассмотреть жалобу защиты Марата Кадырова на решение о продлении ему меры пресечения на три месяца, до 18 мая, Первый апелляционный суд общей юрисдикции планировал 11 марта. Однако выяснилось, что 51-летний обвиняемый не получил копию дополнительной жалобы адвоката Тимура Идалова. Слушание отложили.
«Обтекаемый диагноз»
Между тем, как стало известно Business FM, защита обвиняемого, в частности, планирует апеллировать к тому, что фигурант страдает онкологическим заболеванием. «У него раковая опухоль, но медработники СИЗО (он сидит в столичном изоляторе № 5 «Водник») всячески пытаются скрыть реальный диагноз Кадырова», — заявил Business FM адвокат Кадырова Тимур Идалов.
Он утверждает, что «если бы Кадыров пошел на сделку с совестью и подписал то, что нужно следователю, он бы давно вышел на свободу». Держа под стражей и отказывая обвиняемому в лечении в гражданском стационаре (хотя у следствия имеется договор с онкоцентром имени Блохина), следствие оказывает на него давление, настаивает адвокат. Защита обвиняемого также утверждает, что при задержании Кадырова 18 ноября 2019 года и конвоирования его в Москву, мужчину пытали током. Причем, по словам Идалова, пытки током осуществлялись даже «на частном борту самолета ФСБ».
«Следователю из Хабаровского края, которая при этом присутствовала, стало плохо, и сотрудники [ФСБ] сказали ей уйти в кабинку, — заявил Идалов. — У них была задача, чтобы он [Кадыров] дал изобличающие главного фигуранта этого дела показания».
Супруга обвиняемого Гульнара Кадырова рассказала радиостанции, что пятно в области легких у ее мужа было найдено при проведении флюорографии в ходе медосмотра на работе еще в октябре 2019 года:
«В этой связи его незаконно держали в тубанарии (туберкулезный диспансер) «Матросской Тишины» с декабря 2019 года по август 2020 года. Мы писали, мы прикладывали выписки из его медкарты. В конце концов ему сделали КТ. В августе 2020 года КТ показала опухоль в легких. С тех пор мы пытаемся доказать врачам системы ФСИН, что периферическое образование верхней доли правого легкого — это онкология. Все врачи говорят нам — да, это онкология, при этом в выписке состояния здоровья Марата присутствует обтекаемый диагноз. Никаких указаний на то, что опухоль злокачественная и никаких указаний на то, что она имеет отрицательную динамику (она на сегодняшний день растет), нет».
По словам Гульнары Кадыровой, прошлым летом ее мужа обследовали в КБ имени Демихова, а в январе этого года вывозили в 62-ю онкологическую больницу, где делали повторную компьютерную томографию.
Квартира для фигуранта
По мнению адвокатов, Кадыров незаконно содержится под стражей еще и по другой причине. Они настаивают, что 15-летний срок давности за вменяемое ему покушение на убийство истек еще в 2019 году. Защитники отмечают, что положение Кадырова отличается от других фигурантов, обвиняемых в оконченных преступлениях, — убийствах. В их случае согласно части 4-й статьи 78 УК РФ срок давности применяется по усмотрению суда. К Кадырову же он должен быть применен без всякого решения суда, считают они.
В ходе апелляции защита намерена настаивать на отмене решения Мосгорсуда и просить избрать Кадыров меру пресечения не связанную с лишением свободы. Также адвокатов устроил бы домашний арест. Квартиру для этих целей готовы предоставить проживающие в Москве родственники Кадырова.
Стоит отметить, что на протяжении уже семи месяцев рассмотрение ходатайств Следственного комитета о продлении меры пресечения пятерым обвиняемым громкого дела проходят за закрытыми дверями. Мотивировка — необходимость обеспечить безопасность участников. Процессы стали закрывать после ареста в июле 2020 года главного фигуранта — бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, которого называют организатором преступной группы, совершившей по его заказу в 2004–2005 годах покушение на убийство бизнесмена Александра Смольского, а также убийства предпринимателей Евгения Зори и Олега Булатова.
В чем обвиняют Кадырова и остальных
Амурского предпринимателя Александра Смольского пытались взорвать 28 июля 2004 года. В гараж бизнесмена в поселке Прогресс Амурской области бросили две гранаты, одна из которых сдетонировала рядом с воротами. Бизнесмен отделался синяками и ссадинами.
Следствие считает, что у Сергея Фургала и его компаньона Николая Мистрюкова, с одной стороны, и Александра Смольского — с другой, возник конфликт по поводу точек приема металлолома. Последний принимал товар по более высокой цене, создавая конкуренцию Фургалу. Желая вытеснить Смольского с рынка, Фургал и Мистрюков требовали от него изменения цен. Однако Смольский на уступки не пошел. Тогда соучастники решили устранить конкурента. Задачу якобы исполнил Марат Кадыров, который работал инспектором службы безопасности аэропорта в Южно-Курильске. Его, по данным СК, подыскал Александр Карепов, работавший помощником Фургала, когда тот был депутатом в Госдуме. После покушения Смольский снизил закупочные цены на металл.
Одновременно с Маратом Кадыровым в ноябре 2019 года в СИЗО поместили Николая Мистрюкова, Андрея Карепова и Андрея Палея. Последнего СК считает исполнителем убийства бизнесмена Олега Булатова, соучредителя ООО «Миф-Хабаровск», которое занималось поставкой черного лома за границу. Его расстреляли 31 января 2005 года возле ворот собственного дома по улице Декабристов в Хабаровске. Свою вину большинство фигурантов отрицают. Признал обвинение лишь Николай Мистрюков, заключив сделку со следствием. В СИЗО состояние больного раком Мистрюкова стало стремительно ухудшаться, он начал слепнуть. После этого его в сентябре 2020 года перевели под домашний арест. Впрочем следствие подчеркивало, что на свободу обвиняемый вышел не благодаря признаниям, а по состоянию здоровья.