«Найди безучетку — получишь премию»: новые истории о проблемах бизнеса со счетчиками
В редакцию Business FM продолжают поступать истории от бизнесменов о многомиллионных штрафах за электроэнергию, так как инспекторы обнаруживают поврежденные пломбы. При этом предприниматели уверяют, что являются добросовестными потребителями
Читать на полной версииОбновлено 12 марта в 16:27
Недавно в эфире Business FM вышел сюжет о многомиллионных штрафах, которые бизнесу начисляют за безучетное потребление электричества — инспекторы приходят на предприятия и обнаруживают, например, нарушение антимагнитной пломбы. После этого в редакцию начали обращаться предприниматели из разных регионов с похожими историями. Некоторым удается победить сетевиков в суде.
Алексей — глава дачного некоммерческого партнерства в Новой Москве. В 2018 году к нему приехали инспекторы электросетевой компании проверить приборы учета электричества. Все пломбы, как говорит Алексей, были целы, но проверяющие все равно зафиксировали безучетное потребление электроэнергии. То есть, по их мнению, дачный кооператив незаконно пользовался бесплатной энергией. О чем и был составлен акт. После этого собеседник радиостанции съездил к сетевикам, и вот что он увидел в одном из кабинетов:
«У них в кабинете в отделе энергоучета висел небольшой плакат: «Найди безучетку — получишь премию». Из разговора с ними я узнал, что они от начальника и до ребят, которые там занимаются в «полях», в конце года получают достаточно приличные премии, если находят безучетку. Поэтому они грызутся и отстаивают с таким рвением безучетное потребление и отсутствие пломб».
В итоге партнерству выставили штраф, который вместе с пени составил около 15 млн рублей. Алексей по профессии юрист. И он не просто пошел в суд, а еще и написал заявления в полицию — ему показались странными подписи неких понятых, которых он во время проверки не видел. В итоге глава дачного партнерства дошел до Верховного суда и доказал, что штраф был незаконным. За это время он хорошо разобрался в проблеме «безучетки» и говорит, что неплохо разбирается в электричестве. Алексей утверждает, что сетевикам чтобы выписать огромный штраф даже не нужна сорванная пломба. К примеру, случилась авария на линии — и это уже повод предъявить претензии к потребителю электричества, отмечает собеседник радиостанции:
«Где-то упала ветка, сбила провода, а у вас лампочки горят, предположим, а какие-нибудь кухонные приборы, такие как плита, не будет работать, потому что у нее три фазы. В этом случае счетчик у вас уже не считает одну фазу, и вы попадаете на безучетное потребление электрической энергии. Но в вашем случае это 380 вольт, а в нашем случае — 10 киловольт. Проверить, что это на линии, нельзя, вам никто не скажет об этом».
Алексей сам обратился в редакцию после сюжета на Business FM. Радиостанция не раз рассказывала, как в нескольких регионах бизнесу и даже бюджетным организациям сетевики выписывают штрафы в десятки миллионов. И вообще, редакция получила большой и живой отклик от предпринимателей, это говорит о том, что проблема массовая.
Точно так же к Business FM обратилась предпринимательница из Курганской области Анжелика. Несколько лет назад она занималась услугами ухода за пожилыми людьми. Классическая история — к ней пришли инспекторы и обнаружили нарушение антимагнитной пломбы. То есть, по их мнению, кто-то поднес к счетчику магнит — и он перестал учитывать потребленную энергию. Штраф полтора миллиона рублей. Первый иск Анжелика проиграла. Как она говорит, суд даже не стал ее особо слушать и доверился версии сетевиков. Но предпринимательница сделала экспертизу счетчика и в результате победила энергетиков в двух инстанциях.
«Суд апелляционной инстанции принял мое ходатайство о назначении экспертизы. И экспертиза показала, что безучетного потребления не было. Вторая инстанция, апелляционная, вынесла решение в мою пользу. Я очень обрадовалась. Но предстояла еще кассационная инстанция. Она вынесла определение оставить решение суда апелляционной инстанции без изменения».
Но не всем так везет. Business FM уже рассказывала историю финдиректора нижегородской компании «Эйдос» Андрея Соляника. Его предприятие оштрафовали на 20 млн рублей и еще начислили 10 млн пени. Происходит это так. Нарушение выявляют сотрудники МРСК — Межрегиональной распределительной сетевой компании, входящей в госкорпорацию «Россети». Они выставляют счет поставщику электричества, а он уже взыскивает с потребителя. И в случае Андрея Соляника пришлось заплатить огромный штраф.
Андрей Соляник финансовый директор нижегородской компании «Эйдос» «Мы в этой схеме в самом низу пищевой цепочки. В ходе споров никакие аргументы не слушались. Выставляют за эту потребленную (как они считают) электроэнергию в течение трех месяцев с даты проверки 20 млн рублей. Мы не могли физически потребить такое количество энергии. Там удаленный объект, производственная база, пришли без представителей организации, без уведомления, составили односторонний акт и задним числом ходили, все это делали».
Сетевики не стесняются в цифрах. Заставляют оплатить энергию за все время с момента проверки, учитывая полную мощность кабеля. Отсюда и такие суммы. И когда предприниматели подсчитывают, то выясняют, что с них хотят взять деньги, которыми они бы смогли оплатить свое обычное потребление энергии в течение десятков лет. Business FM отправила запросы в МРСК и в «Россети». Ответа от МРСК на момент публикации материала не поступало. «Россети» же позже направили официальный комментарий:
«Способы определения объема безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии установлены постановлениями Правительства РФ (от 04.05.2012 № 442 для юридических лиц и от 06.05.2011 № 354 для граждан). Расчет производится исходя из параметров присоединенного оборудования и периода незаконного потребления. Несмотря на фактический срок нарушений (в некоторых случаях исчисляемый годами), Правительством РФ установлен предельный срок для расчетов: для юрлиц не более одного года и не более трех месяцев для граждан.
При выявлении признаков нарушения коллегиально проводится проверка в том числе с участием независимых лиц, составляется акт с фиксацией обстоятельств незаконного потребления. Случаи считаются подтвержденными, когда потребитель согласен с фактами (что бывает часто), либо при наличии иных неопровержимых свидетельств, решения суда. При безучетном потреблении счета потребителю выставляет не сетевая компания, а гарантирующий поставщик по итогам анализа корректности первичной информации и соблюдения регламентных процедур сетевой компанией.
Безучетное или бездоговорное потребление наносит ущерб всем вовлеченным в цепочку поставки участникам рынка электроэнергии. Предотвращение такого рода действий — обязанность электросетевых компаний, установленная законодательством».
Также в редакцию пришло письмо от мужчины, который представился действующим сотрудником сетевой компании. Вот его позиция, с которой тоже можно согласиться: бывают случаи, когда сами предприниматели скручивают счетчики, чтобы бесплатно получать электричество, и не каждого удается поймать за руку:
«К примеру, прибор учета у потребителя, доступ к нему сетевая организация самостоятельно получить не может без уведомления собственника. Допустим, условный вор получает уведомление, что к нему придет инспектор, и пишет сразу заявление в приемную сетевой организации, что у него была аварийная ситуация — пришлось снять пломбы. В данной ситуации очевидно, что вероятность воровства близка к 100%, но сетевики просто не смогут доказать это в суде потому, что заявление написано до проведения проверки».
Но Business FM рассказывает о добросовестных предпринимателях, которые вопреки мнению инспекторов уверяют, что не прикасались к приборам учета. В редакцию написал директор иркутского регионального некоммерческого общественного фонда «Человек и право» Константин Маслов. Фонд помогает бывшим заключенным. У него недавно была проверка, и по подсчетам директора, ему предстоит заплатить штраф примерно в 3 млн рублей. Причем, как говорит Константин Маслов, ему сами инспекторы рассказали, что антимагнитные пломбы могли измениться из-за сильных сибирских морозов.
Константин Маслов директор иркутского регионального некоммерческого общественного фонда «Человек и право» «Надо ума палату, чтобы прислонить к пломбе магнит, при том, что предприятие не работает. Я записал на видео. Сами работники «Иркутскэнерго» объясняют, что данный тип пломб в наших аномальных сибирских условиях при минус 40, при сильных морозах, имеют визуальные проблемы, то есть они приобретают сплошной цвет».
Кстати, видеофиксация — это действенный способ, чтобы потом доказать свою правоту в суде. Об этом в начале марта говорили на круглом столе в Липецке. Именно из этого региона в редакцию поступили первые сообщения о гигантских штрафах. Всего там на сегодняшний день пострадали 60 компаний, которым начислили штрафы в 400 млн рублей, рассказала Business FM зампред правления липецкого отделения РСПП Ольга Митрохина.
Ольга Митрохина зампред правления липецкого отделения РСПП «Давайте объединимся, потому что вместе мы сильнее, вместе мы достучимся до органов власти, до регулятора, до МРСК, расскажем, что есть такая проблема, что нужно встроить системные и прозрачные правила проведения проверок. Участники рынка, которые работают в разных регионах, в том числе в Воронежской области, по Черноземью, говорили, что те проблемы с МРСК, с которыми они столкнулись здесь, есть только на территории Липецкого региона. И это тоже вызывало, мягко говоря, недоумение».
Последний тезис тоже удивляет редакцию Business FM. Почему в одних регионах у бизнеса нет проблем с сетевиками, а в других они штрафуют в общей сложности на сотни миллионов? Почему где-то инспекторы приходят с проверкой, предупредив о ней, как положено, за несколько дней, а где-то — без уведомления, пользуясь тем, что руководства в этот момент нет на месте? Кстати, сетевика, написавшего в редакцию и самого удивило, почему штрафуют тех, чьи приборы учета стоят за пределами предприятий? Инспектор со ссылками на закон написал, что штрафовать должны владельцев тех помещений, где находятся сами счетчики. Но радиостанция Business FM приводила историю, как на 17 млн наказали вуз, у которого на территории счетчики не стоят, и сотрудники даже не имеют к ним доступа. И все эти вопросы — повод встретиться компаниям и энергетикам и для начала пообщаться. И возвращаясь к недавнему собранию липецкого бизнеса — представителей МРСК там не было. И это тоже о чем-то говорит.