Мишустин обязал правительство следить за ценами на товары
У каждого ведомства будет своя зона ответственности. Например, Минсельхоз будет мониторить цены на продукты и табак, а Минэнерго — стоимость топлива. Между тем сотрудники редакции Business FM заметили, что повысились цены на готовые обеды
Читать на полной версииВ первый рабочий день недели сотрудников Business FM ждал сюрприз. Мы часто покупаем еду «Милти» в автомате самообслуживания. Второе блюдо, вроде бефстроганова или плова, годами стоило 180 рублей. Теперь — 200. Подорожание больше чем на 10%. Салаты, которые раньше стоили 120, теперь по 140, то есть цена выросла на 17%.
Ради интереса редакция позвонила в службу поддержки «Милти», и оператор с сожалением сообщила, что из-за роста стоимости продуктов компания была вынуждена поднять цены.
«Да, у нас поднялись цены со вчерашнего дня. Мы более пяти лет не поднимали цены, несмотря на подорожание продуктов питания, сырья. Была вынужденная мера, к сожалению, поднять на 20 рублей какие-то блюда».
Радиостанция связалась с крупнейшим российским вендером «Ювенко». И там пояснили, что, поскольку поставщики повысили цены, компания сделала то же самое, увеличив свои цены на 8%. Но вообще по готовым блюдам, которые продаются в автоматах, можно хорошо судить о том, что происходит со стоимостью еды. ЦБ недавно составил индекс блинов, который для Москвы вырос на 3,1%. Но в блинах основные товары — это дешевая мука, масло и молоко. В готовой же еде из автомата весь ассортимент продуктов. И если дорожают мясо и овощи, то рано или поздно вырастут цены на блюда.
И все-таки глобального повышения цен вендеры не планируют, говорит председатель комиссии по автоматизированной торговле НП «Опора России» Леонид Нестеренко. Но замечает, что бизнес переживает не лучшие времена.
Леонид Нестеренко председатель комиссии по автоматизированной торговле НП «Опора России» «Вендинг находится, к сожалению, в крайне уязвимом положении. И нет государственной поддерживающей политики в отношении вендинга. Наоборот, вендингу с 2021 года ввели торговый сбор, этого раньше не было. То есть фактически усугубили положение предпринимателя. И при этом устанавливается какой-то контроль со стороны государства на стоимость товаров, в том числе и в вендинговых отраслях. То есть сжимается маржинальность, сжимается рынок, давят арендодатели».
Продуктовые цены выросли не только в России — еда подорожала во всем мире. И не последнюю роль в этом сыграли ведущие центральные банки, в первую очередь американский. Он напечатал триллионы долларов, чтобы напрямую помочь гражданам и компаниям, и часть этих денег, естественно, пошла на товарные биржи. Из-за этого подорожало, например, зерно. Из-за этого же в том числе подорожала нефть. Причем нельзя сказать, что ее не хватает в мире — на планете по-прежнему переизбыток производства. А мировые цены все равно растут. И, вероятно, будут расти дальше, особенно после того, как Америка приняла решение о новом пакете мер почти на 2 трлн долларов. Комментирует гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLinе Иван Федяков.
Иван Федяков гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLinе «Проблемы пандемии решались многими правительствами различных стран путем заливания деньгами рынков. Мы видим, что уже по многим коммодитиз, по многим сырьевым товарам наблюдается рост цен. Причем это происходит даже в условиях, когда нет явного дефицита этих товаров, во многих случаях даже профицит. Пример с той же самой нефтью: очевидно, что рынок сейчас обладает избытком с точки зрения производственных мощностей, но при этом цены там растут, просто потому что денег настолько много, что их, условно говоря, некуда девать, и часть этих средств потом тратится на покупку этих активов».
Правительство 9 марта приняло важное решение. Теперь каждое ведомство будет ответственным за цены на разные товары. Например, Минсельхоз будет следить за стоимостью продуктов и табака, Росалкоголь — соответственно, за ценами на спиртное, Минэнерго будет контролировать топливные цены. Правда, речь идет только о мониторинге, а вот регулировать цены власти пока все-таки не собираются. И мониторинг — скорее психологическое мероприятие, чтобы в выборный год производители продуктов были сдержаннее.
Кстати, особенно хорошо заметили подорожание представители среднего класса. Дело в том, что рост цен на недорогие крупы и сахар не слишком бьет по кошельку даже малообеспеченного человека — это несколько рублей. А вот когда какой-нибудь паштет, который годами стоил 80 рублей, теперь продают за 100, это ощутимо. Или помидоры. Сейчас, конечно, совсем не сезон, но в прежние годы зимой-весной хорошие розовые томаты не были такими дорогими. И пусть те же самые плюс 20 рублей для одного продукта — это не так много, но, когда это касается половины корзины, уже чувствительно.
Росптицесоюз предложил птицефабрикам сконцентрироваться на изготовлении более дешевой продукции, например, тушки бройлера и столового яйца категории С2. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на гендиректора организации Галину Бобылеву. Данную рекомендацию Росптицесоюз дал производителям в начале марта. Таким образом, птицефабрики могут отказаться от изготовления продукции глубокой переработки, так как она более дорогая. К ней относятся товары, которые требуют максимальных затрат на изготовление, в том числе грудка и бедрышки.