Артем Кумпель, «Авито Работа»: «Мы создаем то, что позволит людям найти работу максимально быстро»
По словам управляющего директора сервиса «Авито Работа», главный тренд рынка труда — дать возможность компании и соискателю быстро находить друг друга
Читать на полной версииОб итогах 2020 года на рынке труда, поиске сотрудников и работы в пандемию, нововведениях и дальнейших планах по развитию бизнеса трудоустройства рассказал управляющий директор сервиса «Авито Работа» Артем Кумпель.
Прошлый год был одним из самых интересных в истории с точки зрения появления новых вакансий. Расскажите, что происходило на рынке труда в нашей стране в последние месяцы 2020 года?
Артем Кумпель: Наверное, последний квартал можно назвать относительно спокойным по сравнению с тем, что происходило в марте и апреле. Он был уже более похож на предыдущие годы, но разница все равно была ощутимой. Если раньше — до пандемии — наши клиенты считали, что формат онлайн или удаленной работы не для них, то сейчас большинство перестроилось и спокойно работает дистанционно. Онлайн-формат также открыл возможность кандидатам из разных регионов подавать резюме на вакансии в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках.
В последнем квартале 2020 года активность соискателей на «Авито» выросла на 25% относительно прошлого года, постепенное снижение ограничений вывело на рынок большее количество кандидатов. Но хочу отметить, что, несмотря на бурный рост соискателей, конкуренция за них также растет.
Если говорить про крупный бизнес, он подстроился быстрее всех. Онлайн-бизнес — доставка, курьеры, такси — только выиграл. Сказалось огромное влияние пандемии, которая только усилила хорошие, устойчивые проекты. Например, Ozon — компания успешно вышла на IPO.
Получается, весной работодатели сопротивлялись и не рассматривали перспективу перехода на удаленный режим. Однако, опробовав схему, оценили ее эффективность и решили продолжить работать с ней?
Артем Кумпель: Да, именно так и произошло. Повлияли также и ограничения Роспотребнадзора относительно работы в офисах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Я общался с клиентами, тогда многие из них говорили, что введение ограничений приведет к закрытию их бизнеса. Но я объяснял, что, например, IT-бизнес хорошо работает удаленно, значит, и они могут офисных сотрудников, которые по факту не стоят за станком и не работают на поточном производстве, постепенно адаптировать под дистанционный режим. Изначально такое предложение казалось им странным, но несколько месяцев ограничений заставили их перестроиться, понять, как работает «удаленка» и как она помогает оптимизировать производство. Среди наших клиентов есть мебельные технологи из Тюмени, Москвы и Крыма, которые работают удаленно, хотя, казалось бы, это самое что ни на есть офлайновое производство. И таких примеров тысячи по всей стране.
В пандемию больше всего пострадал малый и средний бизнес, кто-то ушел безвозвратно, кто-то пытался «выжить» с помощью государственных программ. Что происходит сейчас: малый и средний бизнес по-прежнему под ударом или ситуация все-таки выправилась?
Артем Кумпель: Действительно, самый большой удар пришелся по SMB — для части бизнеса санкции и ограничения оказались губительными. Но ситуация сильно отличалась от региона к региону, и в первую очередь из-за разницы ограничений. Когда в одних регионах наступили послабления и уже стало возможно работать в условиях, максимально приближенных к условиям, которые были до коронавируса, в других, например в Петербурге в новогодние каникулы, общепит не работал несколько дней в обычном режиме.
Сегодня мы можем говорить о некоторой стабилизации рынка: деловая активность восстанавливается, в том числе и в найме персонала, но все же мы не можем точно оценить долгосрочные последствия и размер убытков, понесенных от пандемии.
Культурные и деловые мероприятия, концерты, ресторанная и туристическая отрасли только сейчас начинают оживать. Крупные фитнес-центры практически пришли в себя, но средние и маленькие — еще в пути. Весь бизнес, напрямую связанный с риском нахождения в обществе, с социальным дистанцированием, естественно, восстанавливается медленнее.
Кажется, впереди нас ждет только улучшение, если не будет новых ограничительных мер, все, кто из-за убытков отказался от роста штата и расширений, могут вернуться к своим «доковидным» планам уже весной-летом.
На какие вакансии за последние полгода отмечается явный спрос? С какими проблемами столкнулась сфера доставки?
Артем Кумпель: Существенно по сравнению с прошлым годом вырос спрос на курьеров. К середине зимы количество вакансий увеличилось на 170% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Причем прошлой осенью курьеры стали втрое более востребованными у работодателей, чем той же весной.
Если раньше мы спокойно шли в магазин, то сейчас обзавелись новой привычкой или правилом безопасности — пользоваться доставкой вне зависимости от места проживания. Например, я живу за городом, и в период самоизоляции у меня практически не было вариантов для офлайн-покупки продуктов. В пешей доступности от моего дома нет ни одного крупного магазина, а для более дальних поездок требовался пропуск. В подобной ситуации оказались многие, попробовали доставку и поняли, что это комфортно. Ведь сегодня можно заказать практически все: от еды до бытовой техники.
Повышение спроса на доставку спровоцировало появление некоторых трудностей. Во-первых, граждане СНГ с начала изоляционных мер и до сих пор не имеют возможности въехать в Россию, соответственно, количество доступной рабочей силы уменьшилось. Во-вторых, трудовое население России фактически не растет, а сокращается, и новых сотрудников брать негде. При этом основной спрос на вакансии в сфере доставки отмечается не в Москве или Санкт-Петербурге, где сфера логистики была развита на высоком уровне. Самый большой спрос на курьеров с марта 2020 года отмечен в Омске, Красноярске и Барнауле — городах, которые не были готовы к такому развитию событий.
По вашему мнению, как массовая вакцинация граждан повлияет на процесс восстановления экономики? Происходят ли в связи с этим какие-то изменения в структуре вашего ресурса?
Артем Кумпель: Нам искренне хочется, чтобы мир вернулся к своему естественному сценарию жизни и к осени рынок полноценно восстановился. Как следствие, оживление экономики подстегнет рост вакансий и соискателей, которых может стать так много, что и компаниям, и кандидатам будет сложнее ориентироваться в этом пространстве. Чтобы снизить нагрузку на наших клиентов, мы в «Авито» фокусируемся на автоматизации процессов найма. Вторым вектором развития «Авито» для работодателей станет возможность работать с площадкой на основе фактически полученного результата, а не просто как с очередной базой кандидатов.
Для соискателей процесс поиска также будет еще больше упрощаться на каждом этапе — от создания резюме до трудоустройства с последующим выходом на работу. В приоритете и более жесткая валидация объявлений, и развитие доверия к площадке через проверку пользователей.
Как сервис «Aвито Работа» изменился за последние полгода? Появились ли какие-то новые функции?
Артем Кумпель: Сейчас на нашей площадке уже почти 500 тысяч вакансий массовых позиций, более 15 млн человек заходят на площадку ежемесячно. Бизнес «Авито Работы» развивается значительно быстрее рынка — в четвертом квартале 2020 года рост составил более 55% год к году. Но мы точно знаем, что это не предел наших возможностей. Смотрим на рынок и понимаем, что сейчас актуальны технологии и решения, которые позволяют нашей аудитории максимально быстро найти работу или работников. Один из главных инструментов нашего сервиса — ассистент «Авито Работы» позволяет соискателю в пару простых действий создать резюме и тут же получить подборку подходящих открытых вакансий.
Мы также стараемся давать возможность соискателю находить контакт с компаниями в режиме онлайн и без промедлений: связываться напрямую через чат, звонить, записывать короткие видеоинтервью. Кандидат записывает ответы на заранее присланные вопросы работодателя, в удобное для него время и место, это не аналоги Zoom или Skype. Эти инструменты невероятно актуальны, так как позволяют соискателю общаться с потенциальным работодателем быстро, но без физического контакта. Если в прошлом году соискатели просто не могли доехать до собеседования из-за изоляционных мер и технологии помогали им находить работу, не требуя выхода из дома, то теперь они стали просто удобным и эффективным средством связи для компании и кандидата.
Ведь в найме сотрудников на рынке массовых профессий основное требование — это скорость. Соискатель приходит найти работу, мы должны ему помочь максимум за 24 часа. Оно же актуально и для бизнеса. Наши крупные клиенты, например ретейлеры, трудоустраивают более 100 тысяч кассиров в год.
Работодателю же мы предлагаем разнообразные средства автоматизации — API, чат-ботов или возможность запланировать собеседование с кандидатом непосредственно через нас.
Расскажите о дальнейших планах по развитию сервиса.
Артем Кумпель: Более 75% наших пользователей — мобильная аудитория, которая предпочитает простые и эффективные действия, в том числе и при поиске работы. Мы хотим предоставлять еще больше возможностей для оперативной связи соискателя и компании.
Рынок меняется. Раньше рекрутинг был сложным масштабным процессом с большими командами и бюджетами, многие процессы — собеседования, подписание документов — проходили исключительно в офлайне. Сейчас все, от поиска кандидатов до финального документооборота, происходит онлайн и без потери качества. Мы видим, как наши технологии помогают работодателям эффективнее и быстрее справляться с каждым из этих процессов, и будем активно развивать их и дальше.
Также меняется подход к «временной занятости». Например, крупные компании, такие как «Пятерочка», «ВкусВилл», «Магнит», понимают, что в пиковые часы им требуются дополнительные сотрудники. Именно поэтому сейчас мы в «Авито» активно смотрим в сторону подработки, развиваем направление частичной и временной занятости. Подработка стала трендом 2020 года — количество вакансий со свободным графиком за год возросло на 89%, а интерес соискателей к таким предложениям увеличился на 60%. Безусловно, это был сигнал для нас. Рынок растет, есть запрос на дополнительный заработок. Поэтому в конце 2020 года «Авито Работа» приобрела 25% в стартапе «Гигант», который помогает компаниям находить и выводить временных сотрудников на работу в пиковые часы, а соискателям дает возможность заработать дополнительные деньги.
Какие, на ваш взгляд, профессии, помимо IT-сферы, будут актуальны в ближайшем будущем?
Артем Кумпель: Рынок труда — это прямое отражение экономики, поэтому бизнесы, которые быстро растут, и будут определять востребованность профессий. Например, в прошлом году на российский рынок вышел китайский оператор такси Didi — и, как следствие, сформировал дефицит предложения в этой профессии. Аналогично высокий спрос на курьеров и упаковщиков в 2020 году стал причиной повышенной востребованности этих работников.
Если смотреть на то, что происходит в крупных бизнесах, то большинство мигрирует в онлайн. Соответственно, растет и будет увеличиваться спрос на профессии, связанные с обслуживанием онлайн-торговли: комплектовщиков, курьеров, работников складов. Эти позиции точно не утратят свою актуальность в ближайшие несколько лет.
Среди качественных изменений хочу выделить увеличившиеся перспективы для кандидатов из российских регионов получить работу в Москве и других крупных городах: открывающиеся новые удаленные вакансии — например, упомянутых мною технологов на производствах, проектировщиков, инженеров, бухгалтеров, логистов.