Обновлено в 13:50

В Кремле отреагировали на сообщения Bloomberg о возможных новых санкциях в отношении российских бизнесменов и госдолга. Москва прорабатывает сценарии, чтобы защитить интересы страны, граждан и бизнеса, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В то же время он сказал, что угроза очередных санкций — это пока лишь сообщения СМИ, и в очередной раз назвал обвинения США в адрес России по химоружию голословными.

«Мы тщательно фиксируем подобные сообщения. Они пока являются не чем иным, как сообщениями СМИ. Но вместе с тем, конечно же, мы понимаем, что, исходя из того механизма, который задействован, например, в Вашингтоне, там анонсируется вторая часть санкций. При этом Вашингтон исходит из абсолютно безосновательного, голословного обвинения России в том, что якобы на ее территории опять же якобы имеется химическое оружие. Никаких реальных данных, говорящих об этом, нет и не может быть, ибо Россия уже давно уничтожила все запасы химического оружия, все программы, которые могут хоть как-то ассоциироваться с производством химического оружия, были свернуты в соответствии с обязательствами России по Конвенции о запрещении химического оружия. Конечно же, в России понимают это, учитывают это и прорабатывают различные сценарии с тем, чтобы наилучшим образом обеспечить и защитить интересы нашей страны, наших граждан и нашего бизнеса».

Ранее Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что Вашингтон и Лондон полны решимости наказать Россию «за применение химического оружия», одним из поводов для дополнительных мер может стать то, что Россия «продолжит препятствовать расследованию отравления Алексея Навального».

Источники агентства заявляют, что США в рамках закона о химоружии от 1991 года могут объявить о дополнительных более масштабных санкциях, если Россия не выполнит определенные условия. К ним относятся заверения в том, что Россия воздержится от применения такого оружия и разрешит инспектировать предполагаемые объекты химического оружия.

Кроме этого, если Россия будет признана виновной в серьезном нарушении международного запрета на химоружие, то президент США Джо Байден рассмотрит вопрос о введении санкций в отношении суверенного долга страны. Причем это может быть сделано в сотрудничестве с Европой.

Также США могут ввести санкции против российских бизнесменов, воспользовавшись «законом Магнитского», который позволят вводить ограничения против лиц, причастных, по мнению американских властей, к нарушениям прав человека или к коррупционным схемам.

Два года назад Минфин США выступил против распространения санкций на суверенный долг России, напоминает Bloomberg. Ведомство тогда предупреждало, что такой шаг негативно скажется на всей мировой экономике. Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев считает, что эту санкцию США не применят. Рынок, который практически не отреагировал на сообщение агентства, тоже так считает.

— Нужно все-таки критически относиться к современной прессе, потому что там таких изданий, которые мы могли бы с вами назвать надежными и которые бы не стали публиковать всякого рода измышления, практически не осталось. То, что будет приниматься политическими деятелями, какие-то решения, это другое дело. Возьмем вопрос о суверенном долге: разве мы первый раз читаем такого рода информацию? Это такое нагнетание обстановки, это тоже своеобразное давление на Россию в том числе. Я не исключаю того, что такие публикации являются специальными, заказными, чтобы оказать давление. От санкций Соединенные Штаты не откажутся, но, как мы видим на примере отношений как с Китаем, так и с Россией, этому есть пределы: есть определенные проблемы, которые могут привести к непредсказуемым последствиям, другими словами, речь идет о торговой войне. Поэтому десять раз подумают, прежде чем идти на какие-то санкции, которые могут поставить крест на отношениях между странами.

— Что касается точечных санкций, направленных против отдельных людей, они наверняка еще могут быть?

— В этом у меня сомнений нет. Они сказали «А», значит, надо сказать «Б». Они обвинили, значит, надо, чтобы после обвинения последовали какие-то шаги. Конечно, последуют санкции. Это процесс не столько с Навальным связан, он связан с давлением, которое могут оказать западные страны на Россию. Это давление, как хотите его называйте, но с Навальным это мало связано. Кто сейчас про Скрипалей вспоминает? Так и здесь. У нас предстоят выборы осенью в Думу, значит, идет кампания давления на Россию для того, чтобы оказать воздействие на этот процесс. Очевидная вещь.

Санкции против российских бизнесменов выглядят наиболее вероятными. Однако и в отношении госдолга в некоторых случаях США могут ввести ограничения, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ «Нам заявлено, что есть шанс ожидать дополнительных санкций против наших неких олигархов. Думаю, что вероятность этого весьма высока. Насколько это трагично для нашей экономики? Для отдельных лиц — возможно, для компаний, которыми владеют эти олигархи, неприятно, возможно, приведет к краткосрочному обвалу котировок. Трагично? Нет, это не трагично, это просто неприятно. Повышает ли все это токсичность в принципе как такового российского капитала, тех, кто даже не связан санкциями? Да, к сожалению. Еще мы должны говорить о санкциях на российский долг. Долг есть внутренний, есть внешний, есть старые выпуски долга или новые выпуски долга. Дело в том, что, если будет объявлено, что, например, американским инвесторам запрещено иметь старые выпуски российского долга, особенно внутреннего, это может ударить довольно здорово, потому что BlackRock держит на несколько триллионов рублей наших облигаций, наших ОФЗ. Я не думаю, что таковое будет. Внешний долг — тоже сомневаюсь. Сегодня, особенно в условиях доходности по тем же американским десятилеткам, двадцатилеткам, дестабилизировать еще больше мировые финансовые рынки — опять же стрелять себе в ногу вряд ли будут. Говорить о санкциях против новых выпусков российского долга? Возможно, такой шанс мне видится более вероятным, но опять же не сегодня. То есть это не какая-то краткосрочная штука, а это некий очень долгосрочный и весьма неприятный для нас процесс. Мне видится как-то так. То есть в моменте не ужас-ужас, все гораздо мягче. Стратегически нас будут отрезать от современных технологий, каких-то современных трендов, будут делать все, чтобы экономическое развитие страны шло медленнее».

США и ЕС 2 марта ввели санкции против России из-за ситуации с Алексеем Навальным. Под ограничения Вашингтона попали семь высокопоставленных должностных лиц России и три научные организации. Брюссель ввел санкции против четырех российских чиновников. В оба списка включены директор ФСИН Александр Калашников и генпрокурор России Игорь Краснов.