Илья Варламов предложил вернуть реку Неглинную
Неглинка течет по подземным коллекторам. Ее спрятали из-за регулярных потопов и зловония, возникшего потому, что горожане выбрасывали в реку отходы
Читать на полной версииОбновлено в 23:07
Блогер Илья Варламов представил проект возвращения реки Неглинной в Москву. План опубликован на портале «Городские проекты».
По мнению Варламова, если Неглинку освободить из трубы, она «кардинально изменит облик и функционал исторического центра Москвы» и как минимум привлечет еще больше туристов в столицу.
Река Неглинная течет по подземным коллекторам. Ее спрятали из-за регулярных потопов и зловония, возникшего потому, что горожане выбрасывали в реку отходы. Сейчас Неглинка течет под землей вдоль Кремлевской стены, мимо Большого театра, под Кузнецким мостом, Трубной площадью и Цветным бульваром.
Варламов в качестве примера привел опыт Сеула, где из-под земли освободили реку Чхонгечхон, хотя на ее месте более 30 лет было шоссе. О том, реализуемо ли это в Москве, рассуждает историк, москвовед Павел Гнилорыбов.
Павел Гнилорыбов историк, москвовед «Если говорить о Неглинке, то это важнейшая московская река, она прямо у Кремля. Начинала свой путь в Кремль, как место начала Москвы. Так что это важнейшая географическая веха, которая определила начало города. Дальше она извивалась, шла по московским кварталам, примерно семь километров ее длина, она заканчивалась в болотах Марьиной Рощи. Она практически полностью сейчас спрятана от людского взгляда, единственное место, где можно посмотреть кусочки Неглинки — это пруд Антроповой Ямы в районе Новослободской и небольшая речка, которая из нее вытекает. Также в районе Самотеки есть пруд Екатерининский, это тоже наследие старой Неглинки. Что касается таких общественных попыток ее выкопать, вернуть традиции прогулок на ее берега, пока кажется довольно фантазийным и не очень проработанным, потому что явно это работа на многие десятилетия и закапывание денег, точнее выкапывание денег в прямом смысле».
Варламов настаивает, что сейчас известно, как не дать реке выйти из берегов, поэтому Неглинку можно вернуть — потопов не будет. В результате в центре города станет еще меньше автомобилей, а если правильно организовать общественные пространства вдоль Неглинки, это поможет развитию бизнеса, пояснил блогер.
По словам Варламова, сейчас специалисты знают, как не дать реке выйти из берегов, поэтому после возвращения Неглинки потопов не будет. В результате в центре города станет еще меньше автомобилей, а правильная организация общественного пространства вдоль реки поможет развитию бизнеса, заявил блогер.
Идея красивая на картинках, но реализовать ее в Москве невозможно, считает диггер и москвовед Даниил Давыдов.
Даниил Давыдов диггер, москвовед «Во-первых, коллекторы малых речек, в том числе и Неглинки, выполняют функцию дождевого водоотведения. Даже если вывести, предположим, Неглинку на поверхность, то придется строить аналогичный коллектор параллельно, который принимал бы в себя дождевую воду. В противном случае у нас будут происходить подтопления, которые происходили до 1970-х годов, пока Неглинка не была перезаключена в современный коллектор, рассчитанный на большой расход дождевой воды. А второй момент, когда Неглинка была относительно полноводная, до заключения ее в подземный коллектор еще в 1811 году, она пополнялась за счет водоемов за нынешним Садовым кольцом, то есть в районе Самотечной улицы. Пруды пополнялись родниковой водой, и объем в Неглинке был больше. Сегодня Неглинка — это очень небольшой водоток по своему объему, и наполнить водоемы, которые показаны у Варламова на картинках, возможным не представляется. Идея, конечно, хорошая, красивая, она потребует колоссальных средств, потому что мы вот с коллегами не можем много лет уже открыть даже подземный музей в одном из недействующих русел Неглинки. А уж такой масштабный проект городские власти никогда не примут 100%, деньги колоссальные, баснословные».
Илья Варламов не первый, кто предложил вернуть Неглинку. В октябре прошлого года с похожей идеей выступил экс-депутат муниципального совета Басманного района столицы Евгений Будник. Он также приводил в пример Сеул, а еще голландский город Энсхеде, где наружу вывели подземный ручей.