Елена Ульева — о причинах популярности своих книг и о том, насколько прибыльно быть детским писателем в России
Елена Ульева обошла Стивена Кинга по тиражам книг в России, сообщила Книжная палата. Business FM поговорила с детским писателем
Читать на полной версииОбновлено в 15:52
Писатель Елена Ульева заняла второе место среди самых издаваемых детских авторов в России за 2020 год, следует из данных Российской книжной палаты. Лидером уже много лет остается Корней Чуковский: за минувший год различные издательства выпустили более миллиона его книг. По тиражам самые популярные детские издания обгоняют известных авторов взрослой художественной литературы.
Елена Ульева — автор около 500 книг, главным образом познавательной литературы. В 2020 году было издано 924 тысячи их экземпляров. По изданному тиражу Ульевой удалось опередить лидера в рейтинге самых издаваемых авторов художественной литературы — Стивена Кинга.
Елена Ульева родом из Пензы, по образованию учитель начальных классов, в 1990-х работала в школе. Как говорится на официальном сайте, она всегда старалась найти интересную подачу материала для детей, поэтому решила начать писать книги, чтобы можно было делиться знаниями не только со своим классом или группой. Аудитория 47-летней писательницы — дошкольники.
Раньше вторую строчку рейтинга самых издаваемых детских авторов в России занимала Агния Барто. Потом на этом месте несколько лет была британская писательница Холли Вебб — автор бестселлеров о детях, которые вместе с домашними питомцами познают секреты волшебства. Продюсер Business FM Марина Лемаева поговорила с Еленой Ульевой о том, как удалось потеснить таких авторов.
— Дошкольники же такие почемучки, им все интересно. И поэтому мне тоже интересно раскрывать для них этот мир, я считаю, что это очень здорово.
— В чем видите секрет успеха своих книг? Вы обогнали Агнию Барто и Холли Вебб.
— Я считаю, что литература должна быть современной. Когда Агния Барто писала, были одни условия, сейчас совсем другие. Мир поменялся, он меняется буквально каждое десятилетие, и мы не можем оставаться в тех же условиях. Из-за того, что мир меняется, меняется литература. Наверное, моя литература современная, раз она объясняет детям то, что происходит вокруг, они находят ответы на свои вопросы, и популярность, возможно, отсюда.
— По изданному тиражу в России вам удалось опередить лидера в рейтинге самых издаваемых авторов художественной литературы — Стивена Кинга. А что касается доходов?
— Я чувствую, что прогресс есть. Наверное, по доходам я его не догоню, но я буду стараться.
— Прибыльно заниматься детской литературой в нашей стране?
— Конечно, выгодно. Детская литература сейчас пользуется спросом, родители сейчас очень прогрессивные, они понимают, чем раньше мы начнем развивать детей, тем лучше мы раскроем их способности, тем более успешными они будут в жизни. Родители покупают детские книжки, а отсюда идет прибыль.
— Прошлогодняя ситуация с пандемией на вас и на издании ваших книг как-то сказалась?
— Изучала продажи Wildberries, там, например, получилось, что продажи книг возросли в несколько раз. Я там тоже занимала лидирующие позиции по продажам. Родители оставались дома с детьми, они читали им книги, они занимались. Считаю, что это всем пошло на пользу.
По словам Ульевой, на данный момент самый большой тираж — почти полмиллиона экземпляров — у ее первой книги «Энциклопедия для малышей в сказках». Она была издана в 2013 году. Сейчас писательница активнее всего сотрудничает с издательством Clever.
Генеральный директор издательства Clever Александр Альперович говорит, что Елена Ульева для них — топовый автор на протяжении последних лет.
Александр Альперович генеральный директор издательства Clever «То, что Елена достигла такого успеха как автор, абсолютно заслуженно. Во-первых, она очень талантливая, во-вторых, очень трудолюбивая и производительная. Она делает востребованные книги. Мы с ней работаем над книгами по эмоциональному интеллекту, правилам поведения у детей. Это такие насущные родительские вопросы, которые она делает в сказочной, повествовательной форме. Ее тиражи больше среднерыночных, то есть точно больше пяти тысяч экземпляров на одно наименование. Есть книги, которые мы издаем и десятками тысяч экземпляров. Кроме того, мы очень успешно продаем ее на зарубежные права. Елена очень востребована в Восточной Европе, мы китайцам продавали права. Детская литература — довольно сложный сегмент рынка. Я не могу сказать, что сейчас идет фаза роста, где-то с 2010-го по 2015 год это был самый быстрорастущий сегмент, потом он остановился. Сейчас не падает, но какого-то значительного прироста не дает. История низкомаржинальная, поскольку большие риски и большие вложения и в авторов, и в иллюстраторов, и в дизайн, и в полиграфию. Я могу сказать, что рентабельность по чистой прибыли в 5-6% — это очень хорошо».
Данные по доходам от издания книг Ульевой ни сама писательница, ни издательство не раскрывают. Найти информацию на этот счет в открытых источниках не удалось.
В онлайн-магазинах книги и прописи авторства Елены Ульевой продаются в среднем по цене от 150 до 500 рублей. Что касается корреляции между тиражами и доходами, то тираж — просто показатель популярности автора. Роялти прописывают индивидуально, агенты и издатели в России, как правило, не выдают детали договоров. Можно ли тем не менее назвать Ульеву коммерчески успешным автором? Комментирует литературный обозреватель Forbes Наталья Ломыкина.
Наталья Ломыкина литературный обозреватель Forbes «У хороших, успешных, приносящих коммерческую прибыль авторов роялти может достигать 50%, но это случаи, когда автор очень успешен и издатель готов в него вложиться. Я не знаю, так ли обстоит дело в данном случае, потому что мы имеем дело с образовательной, детской литературой. Могу предположить, что роялти у Елены никак не меньше 15%. То есть если мы возьмем среднюю цену книги, умножим на тираж и от этого 15% высчитаем, мы получим приблизительный доход. Я могу предположить, что Елена востребована как выступающий в школах, детских садах, как автор на встречах с читателями, она может за какие-то свои мастер-классы, встречи тоже получать приличный доход. В любом случае тираж в 2 млн позволяет автору говорить о том, что он зарабатывает литературой. Я думаю, что жить на эти деньги все-таки невозможно, но так или иначе пополнять бюджет — вполне. Сегмент детской литературы очень востребован читателями, с одной стороны, с другой — стоит довольно дорого. Детские книги традиционно стоят дороже, чем обычный художественный роман в твердом переплете. Наверное, можно причислить Елену к коммерчески успешным авторам».
Книги Елены Ульевой переведены на украинский, эстонский, турецкий, английский, вьетнамский, китайский и якутский языки.