Обновлено в 15:22

Бесконтактную оплату проезда через систему распознавания лиц Face Pay планируют запустить на всех станциях московского метро до конца 2021 года, передает «Интерфакс». Механизм будет работать у турникетов и на кассах.

Face Pay уже начали тестировать. По данным властей, участники испытаний 2000 раз успешно прошли через турникеты. Все это — продолжение технологии Face ID, которую использует, например, «Сбер». Технически особых проблем нет, но есть некоторые нюансы, говорит директор департамента цифровой инфраструктуры Ctrl2GO Станислав Глазов.

— Face ID — это идентификация по точкам, которые уникальны у каждого человека. До этого брались дргуие точки, чуть ли не ушей, черепа и всего остального. Сейчас вполне хватает точек возле глаз. Если недостаточное освещение, то возможны ошибки. Насколько я знаю, еще не опубликованы никакие результаты тестов, которые до сих пор проводятся.

— Насколько возможна утечка биометрических данных из такой системы?

— Из любой системы возможна утечка. Любой человек, который будет иметь доступ к этому, может это сделать. Любые очки, которые будут закрывать у вас определенное место на переносице и ваши глаза, будут мешать. Если у вас прозрачные очки с тонкой оправой, то, насколько я знаю, оплата по Face ID у Сбербанка происходит нормально. Полагаю, что платить с помощью Face Pay в метро будет можно, но время, которое будет занимать правильный подход к турникету с таким оборудованием, будет больше, чем если просто прикладывать карточку. И, конечно, стоимость такого оборудования намного выше, чем обыкновенный картридер.

Подобные системы оплаты проезда работают в некоторых городах Китая. Как писала South China Morning Post, жители города Шэньчжэнь на юге страны пользуются Face Pay в общественном транспорте. Аналогичные системы в экспериментальном режиме работают еще примерно в десяти городах страны, включая Цзинань, Шанхай и Циндао. Система не очень популярна. Так, по информации газеты, в Цзинане в 2019 году около 500 пассажиров в день оплачивали проезд при помощи распознавания лиц.

В Китае работают с такими технологиями гораздо дольше, чем в России, там огромные базы биометрии, рассказывает издатель и главный редактор технологического ресурса TechFusion.ru Олег Капранов. Он тестировал не только решение Face ID от «Сбера», но и другие подобные технологии от небольших стартапов и не исключает, что будут ошибочные срабатывания и, соответственно, списания.

Олег Капранов издатель и главный редактор технологического ресурса TechFusion.ru «Для оплаты лицом человек подходит, фиксируется перед считывающим устройством, это занимает несколько секунд. Говорить об этом в контексте прохода через турникеты московского метро абсолютно не приходится — это создаст коллапс, сопоставимый с тем, что мы видели, когда пытались вводить поголовную проверку наличия QR-кодов в разгар пандемии. Должно быть мгновенное считывание, мгновенное распознавание. Но тут уже возникает второй вопрос: насколько это будет точно и насколько это считывание будет осознанным. Условно говоря, когда человек подходит к турникету, может быть, он просто кого-то провожал до турникета, или он просто ходит по телефону разговаривает, сумку передает через турникет — всякие случаи бывают. Как только мы убираем момент фиксации и осознанного считывания, сразу появляется очень много рискованных кейсов. И мы окажемся в ситуации, когда у людей будут двойные, тройные — какие угодно списания, люди потом будут мучиться и думать, как вернуть свои деньги назад. Считывание занимает две-три секунды, это ощутимое время. Я бы привел пример: есть карта «Тройка» и карта «Стрелка», они принципиально отличаются тем, что карта «Тройка» — это офлайновая карта, карта «Стрелка» — онлайновая. «Тройка» считывается мгновенно, «Стрелка» требует две-три секунды на срабатывание. Будет примерно то же самое, это будет пауза, которая абсолютно неприемлема».

В начале сентября в столичном метро в полную силу заработала система распознавания лиц. За полгода благодаря этой технологии задержали более 900 подозреваемых в преступлениях, сообщили в пресс-службе метрополитена.