Суд признал Николя Саркози виновным в коррупции и приговорил его к трем годам заключения
Два из них Саркози будет отбывать условно, год — под домашним арестом. Сам он вину отрицает. Согласно приговору, экс-президент Франции пытался заполучить закрытую информацию по другому делу посредством подкупа судьи
Читать на полной версииОбновлено в 19:04
Суд в Париже признал бывшего президента Франции Николя Саркози виновным в коррупции и приговорил его к трем годам заключения, передает BBC. Из трех лет наказания два года ему назначили условно, один год — реального срока, который он проведет у себя дома.
Это первый в истории Франции случай, когда экс-президента осуждают за коррупцию и торговлю влиянием. Согласно приговору, Саркози пытался заполучить закрытую информацию по другому делу посредством подкупа судьи.
Основанием для возбуждения дела о торговле влиянием послужили записи телефонных переговоров Саркози с его адвокатом Тьерри Эрзогом, который также является ответчиком по делу. Следователи по другому делу — о финансировании президентской кампании политика 2007 года — случайно обнаружили, что Саркози и Эрзог тайно общаются по телефонам, зарегистрированным на вымышленное имя Пол Бисмут.
Среди прочего экс-президент обсуждал с адвокатом планы по подкупу судьи Жильбера Азибера, который имел доступ к информации следствия. По данным следствия, Саркози обещал ему хорошую должность в Монако. Несмотря на то что судья в итоге не сменил работу, по французским законам сам факт обещания является коррупционным преступлением.
Во время десятидневного процесса, который состоялся в конце прошлого года, Николя Саркози категорически отрицал свою вину. «Никакой сделки не было. Ни у меня в голове, ни в реальности. На каком основании они уже шесть лет полощут меня в грязи?» — цитирует экс-президента Франции The Independent. По мнению защиты, весь процесс был основан на small talk, то есть на светских беседах экс-президента и его адвоката, которые не могут быть основанием для приговора.
Супруга Николя Саркози Карла Бруни назвала приговор несправедливым.
Адвокату экс-президента Эрзогу и судье Азиберу вынесены такие же приговоры — год тюрьмы и два условно. После заседания Саркози не стал давать комментарии журналистам. Ожидается, что он попытается оспорить приговор. Значение вердикта оценивает глава редакционного совета газеты «Русская мысль» Виктор Лупан.
Виктор Лупан глава редакционного совета газеты «Русская мысль» «Во Франции очень странная ситуация: тюрьмы настолько перегружены, что все те, кого приговаривают к двум годам тюремного заключения и меньше двух лет, — это негласно, но общеизвестно — те не сидят, их просто отпускают домой. Два года можно получить за что-то страшное, например за избиение кого-то. И они не сидят, потому что мест просто в тюрьме нет. Саркози сидеть в любом случае не будет. Его сейчас видят кандидатом, это нельзя упускать из виду. До такой степени некого противопоставить Макрону, а выборы через год, что они все сейчас умоляют Саркози выставить свою кандидатуру. Если у него будет судимость, он выставлять кандидатуру не может. Это политический приговор, его таким образом в какой-то степени опустили».
В марте экс-президент должен будет появиться в суде по «делу Бигмалион», названному в честь одноименного пиар-агентства. Саркози и 12 его приближенных обвиняются в двукратном превышении допустимых затрат на предвыборную агитацию во время кампании 2012 года.
Несмотря на многочисленные процессы и расследования, Саркози остается популярным во Франции правоцентристским политиком. Как указывает BBC, до новых выборов главы Елисейского дворца остается всего год.
В чем причина того, что Саркози долгое время успешно защищался от преследования, а в итоге войдет в историю как первый экс-президент, осужденный на реальный срок? Есть ли у Саркози политическое будущее? Мнение обозревателя Business FM Андрея Жвирблиса.
Андрей Жвирблис обозреватель Business FM «Общее мнение, что это была неправильная стратегия защиты. В том, что приговор будет вынесен, были уверены почти все, просто никто не думал, что он станет таким жестким. Еще до начала процесса сказали, что если будет обвинительный приговор, мы будем подавать апелляцию. Но сейчас они должны поменять именно стратегию, не тактику, они должны по-другому вести себя в суде, чтобы приговор смягчили, это возможно. Те выборы, которые будут во Франции, он на них по-любому не успеет, потому что я сомневаюсь, что его оправдают. Но на самом деле, во-первых, во Франции всегда существовало неписаное правило: тот, кто покинул Елисейский дворец один раз, второй раз туда не возвращается, и здесь дело не о двух сроках даже. Правда, Саркози пытался это правило нарушить на прошлых выборах, у него ничего не получилось, потому что его популярность не столь велика. И самое главное — у него нет поддержки партийной в виде партии, потому что правая партия находится в глубоком кризисе, как, впрочем, и социалисты».
Преследование бывших глав государства — уже традиционное занятие правоохранительных органов Франции. Девять лет назад суд вынес решение о двух годах условного срока в отношении Жака Ширака: его осудили за создание фиктивных рабочих мест на посту мэра Парижа.
А Франсуа Миттерана, который занимал Елисейский дворец с начала 1980-х до середины 1990-х, уголовное преследование коснулось уже посмертно. Приговор по делу о незаконной прослушке журналистов был вынесен в 2004 году. Суд приговорил семерых сотрудников администрации президента к условным срокам, а уже покойный экс-президент был признан организатором заговора.