Экс-следователь ФСБ взял всю вину на себя в деле о вымогательстве 1 млн долларов биткоинами
Капитан запаса Колбов уверял, что единолично провернул аферу, вымогая деньги у экс-гендиректора издательства «Известия» Галумова. Однако суд счел, что он действовал в тандеме с руководителем следственной группы Белоусовым. Обоих отправили в колонию
Читать на полной версииВторой Западный окружной военный суд поставил точку в скандальном деле бывших следователей центрального аппарата ФСБ, арестованных за вымогательство 1 млн долларов взятки в биткоинах у экс-гендиректора ФГУП «Издательство «Известия» Эраста Галумова. Бывших сотрудников 7-го отдела Следственного управления ФСБ Сергея Белоусова и Алексея Колбова приговорили к лишению свободы в колонии строгого режима на девять и 12 лет соответственно. Защита не согласна с приговором и намерена обжаловать его в апелляции.
Процесс за закрытыми дверями
Поскольку процесс проходил в закрытом режиме из-за наличия в деле документов для служебного пользования сотрудников ФСБ, судья Виталий Бакин огласил вводную и резолютивную части приговора. На это ушли считанные минуты. Он признал обоих подсудимых виновными в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Помимо наказания в виде реального срока, Сергея Белоусова лишили воинского звания майора запаса, а Алексея Колбова — капитана запаса.
Стоит отметить, что накануне суд выслушал последнее слово Алексея Колбова (Сергей Белоусов выступил с ним ранее). В ходе судебного процесса Колбов рассказал, что еще до своего ухода из ФСБ он совместно со своей матерью открыл юридическую фирму, на развитие которой требовались деньги. По его версии, он единолично вымогал деньги под бывшего руководителя, который был не в курсе аферы.
«Несмотря на то, что доказательства его вины не были обнаружены, сторона обвинения не нашла в себе в определенный момент совести, чтобы признать свои ошибки и отпустить человека из-под стражи, — корил прокурора в последнем слове Колбов. — Вместе с тем доблестные оперативные сотрудники и следователи неоднократно понуждали меня к даче заведомо ложных показаний в отношении него, к тому, чтобы я сообщил то, что Сергей не делал и делать не мог. Я считаю, что это неправильно и недопустимо, на подобную подлость я бы никогда не пошел и не пойду. Более того, я буду добиваться того, чтобы Сергея признали невиновным во всех инстанциях». Колбов добавил, что для него это «принципиальный момент» и просил оправдать Белоусова за непричастностью к преступлению.
«Сгорающие» сообщения в Telegram
С заявлением на «оборотней в погонах» в Службу собственной безопасности ФСБ летом 2018 года обратился сын Эраста Галумова Александр. Он сообщил, что Колбов и Белоусов вымогают у его отца в общей сложности 1 млн долларов (65 млн в рублевом эквиваленте), требуя перевести их в биткоины. В то время майор юстиции Белоусов возглавлял следственную группу из 15 человек, которая вела дело экс-гендиректора ФГУП «Издательство «Известия» Эраста Галумова, а Колбов был его подчиненным. Издатель находился в СИЗО по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на сумму свыше 40 млн рублей. В деле шла речь о хищении средств, выделенных на проведение работ по внешнему электроснабжению здания «Известий» в Москве, а также о махинациях при выполнении договоров на перевозку и утилизацию старого полиграфического оборудования и печатной машины.
Согласно материалам дела, следователи потребовали, чтобы Галумов признал вину и начал возмещать ущерб по делу. В этом случае они обещали, что суд рассмотрит его дело в особом порядке и назначит условный срок. В противном же случае сотрудники пригрозили возбудить дело против его сына Александра, арестовать имущество экс-гендиректора издательства и добавить последнему новые эпизоды обвинения. Опасаясь, что его положение ухудшится, Галумов согласился.
Следователи успели получить от сына фигуранта лишь часть требуемой суммы — 0,1 и 4,7 биткоина, что в рублевом эквиваленте по курсу на тот момент составило 3 млн 25 тысяч рублей. Криптовалюту Колбов положил на свой электронный кошелек.
Интересно, что Колбов выдвигал условия в Telegram, используя функцию немедленного удаления отправленного сообщения. Поэтому Александр Галумов вел видеосъемку. В апреле 2019 года Белоусова и Колбова арестовали.
Биткоины обратили в доход государства
Следствие указало, что после получения Колбовым части суммы, Белоусов, действовавший с ним заодно, выдал обвиняемому документы на недвижимость, чтобы тот мог продать ее и начать гасить ущерб по делу, разрешил телефонные звонки родственникам и неформальные свидания с адвокатом в кабинете следователя. Впрочем, в суде Белоусов полностью отрицал причастность к преступлениям. А Колбов был не согласен с квалификацией его действий по статье «получение взятки», полагая что его действия можно было бы квалифицировать как «мошенничество». Максимальное наказание по этой статье составляет десять лет, тогда как «взятка» предполагает до 15 лет заключения.
В ходе прений сторон прокурор Наталья Трошкина требовала для Белоусова десять лет лишения свободы, а для Колбова — 12 лет. Суд дал каждому на год меньше. Полученные Колбовым биткоины конфисковали в доход государства.
«Людоедские сроки»
Адвокат Сергея Белоусова Татьяна Артемова заявила Business FM, что обжалует приговор в апелляции. По ее мнению, в ходе процесса вина ее подзащитного доказана не была, так же как и получение какой-либо материальной выгоды. «Как можно обвинять следователя в совершении противоправных действий, которые впоследствии суд признал законными?» — сказала она. Артемова отметила, что Гагаринский суд Москвы в ноябре 2020 года приговорил Эраста Галумова к шести годам колонии на основании собранных Белоусовым доказательств. Защитница отметила, что Белоусов и Колбов много лет служили вместе. «Будучи сотрудником того же отдела, Колбов посещал утренние совещания-планерки и знал, что планирует Белоусов делать по данному делу», — сказала адвокат. Адвокат добавила, что служебный кабинет Колбова находился рядом с кабинетом Белоусова, где хранилось дело. Оно лежало не в сейфе, и Колбов имел возможность его скопировать, сказала адвокат. «Непонятно почему эти доводы защиты суд оставил без внимания», — заметила Артемова. По ее словам, после того, как Колбов уволился из ФСБ 31 июля 2018 года, он уже не владел никакой информацией по делу Галумова. Это следует из его переписки и разговора с сыном обвиняемого. Это подтверждает, что он действовал один, полагает адвокат.
Также защитница добавила, что в 2018 году биткоин не являлся платежной единицей, в этой связи предъявленное фигурантам обвинение защита считает некорректным. Что касается Алексея Колбова, то его адвокаты тоже планируют обжаловать приговор.
В свою очередь, адвокат Эраста Галумова Владимир Семенцов заявил Business FM, что приговор сотрудникам ФСБ будет способствовать пересмотру в апелляции дела в отношении его подзащитного. «По приговору суда они были признаны преступниками, следовательно и все собранные ими доказательства по делу Галумова являются недопустимыми», — считает адвокат. По его мнению, приговор экс-гендиректору издательства «Известия» в этой связи должен быть отменен Мосгорсудом, а Галумов — оправдан. При этом Семенцов даже несколько посочувствовал сотрудникам ФСБ и назвал назначенные им сроки «людоедскими».