«Импортозамещение» электроники в российском автопроме: насколько реализуема эта идея Минпромторга?
Министерство считает, что доля отечественных электронных комплектующих должна вырасти до 50% в ближайшие пять лет. В 2019 году она составляла только 20%. Не станут ли автопроизводители искать обходные пути в случае введения такой нормы?
Читать на полной версииМинпромторг хочет к 2025 году довести до 50% локализацию электронной начинки машин. Речь идет о разработке и организации производства радиоэлектронной продукции, а также о создании встроенного программного обеспечения, пишут «Ведомости».
Представитель «АвтоВАЗа» сообщил газете, что компания поддерживает эту инициативу, но точных цифр по локализации электронных компонентов Lada называть не стал.
Насколько реализуемы планы Минпромторга? Комментирует заместитель главного редактора проекта Motor1.com Россия Юрий Урюков:
Юрий Урюков заместитель главного редактора проекта Motor1.com Россия«Я думаю, что сейчас даже далекий от автомобильной индустрии человек понимает, что без электроники никуда. Любой современный автомобиль насыщен электронными компонентами, наверное, настолько плотно, как, в общем-то, любой современный гаджет. Понятно, что все системы безопасности, управления двигателем, трансмиссии — да практически любой стороной автомобиля — завязаны на компьютере так или иначе. Поэтому вопрос, действительно, не праздный. И сейчас, если мы все-таки худо-бедно пытаемся собирать свои автомобили, то с электроникой у нас полная беда, потому что ведущие концерны, которые производят автомобильную электронику, находятся за рубежом. И в лучшем случае происходит некая локализация компонентов, сборки компонентов, но в любом случае все ноу-хау и наработки, связанные именно с технологиями инженерии, остаются за рубежом. Поэтому, с одной стороны, инициатива Минпромторга понятна и объяснима, но, с другой стороны, все это будет очень сложно осуществить, потому что у нас, во-первых, уже утрачены, конечно, и навыки разработки таких сложных компонентов, и даже те фирмы, которые сейчас ими занимаются, скажем так, находятся, если сравнивать с мировым уровнем, в зачаточном состоянии. Они не способны конкурировать с ведущими мировыми концернами. И будет здорово, конечно, если это изменится, но без какой-то четкой программы, без четкой политики, это не произойдет в ближайшее время точно. Я думаю, что если у нас, как часто бывает, введут какие-либо запреты, ограничения, то, соответственно, автомобильные компании будут стараться экстренно как-то выходить из ситуации. Это значит, что могут продавать и поставлять под видом российской электроники зарубежную, искать какие-то обходные пути. И никому от этого лучше не будет. Будут только дополнительные расходы, которые, скорее всего, лягут на плечи потребителей».
Из российских компаний одним из основных поставщиков электроники для автопрома является компания «Итэлма». Ее закупает «КамАЗ», автобусный дивизион ГАЗ и «АвтоВАЗ». «Но при этом сами продукты «Итэлмы» созданы из импортных комплектующих, так что назвать их русскими можно только при большом желании», — уточнил собеседник «Ведомостей».