Государственный долг России за 2020 год вырос почти на 40%, следует из материалов Счетной палаты. Прирост составил 5,4 трлн рублей, общий долг страны — почти 19 трлн рублей, это около 18% от ВВП.

На первый взгляд цифра выглядит значительной. В этом году госдолг может превысить 20% внутреннего валового продукта. И, по прогнозам Счетной палаты, будет расти и дальше. Хотя еще в 2019-м нам бы хватило средств, что лежат на депозитах госорганов, чтобы легко погасить всю задолженность.

Но на второй взгляд цифра у нас не такая уж и большая. Для сравнения: госдолг США составляет примерно 28 трлн долларов. Кстати, мы одни из держателей американских облигаций, и недавно ЦБ, пусть всего на миллиард долларов, но увеличил вложения в treasures. До этого российский регулятор последовательно сокращал инвестиции в американские бумаги, предпочитая золото. Что же касается нашего госдолга, то эксперты сравнивают его с Европой, где этот же уровень составляет половину ВВП. Так что мы себя чувствуем вполне комфортно и могли бы еще нарастить госдолг, говорит главный экономист ПФ капитал Евгений Надоршин.

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Никакой катастрофой для нас это не грозит. Россия могла без каких бы то ни было существенных последствий, что для фискальных мер, что для восприятия иностранных инвесторов, что для реализуемой экономической политики, скажем, позволить себе нарастить госдолг до, например, 30% ВВП, совершенно ничего в этом не потеряв из материального и все еще оставаясь в относительных метриках одной из наиболее привлекательных стран по этому показателю».

Наращивание госдолга — одна из главных страшилок российской экономики, отсылающая к проблемам страны в 1990-х годах. А минувшей осенью глава Минфина Антон Силуанов поспорил на эту тему с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной. Эльвира Сахипзадовна заметила, что низкий и контролируемый государственный долг — это преимущество России. Она также напомнила, что когда страны активно наращивают заимствования, то сталкиваются с большими проблемами. Это было в ответ на заявление Силуанова о том, что госдолг в 20% ВВП — безопасный уровень. Но, с другой стороны, наш Минфин в прошлом году очень экономно распоряжался деньгами Фонда национального благосостояния, нашей кубышки. Хотя и поддержка экономики была недостаточной, отмечает гендиректор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев.

Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» «Если падение экономики оценивалось изначально в 5%, то это 5 трлн рублей. Даже если вам сказали, что экономика упала на 3%, но Росстат у нас известно как считает, то даже если бы поддержали мы на те же самые 3 трлн рублей, то давайте вспомним диалог Алисы и Черной королевы о том, что надо бежать в два раза быстрее, чтобы куда-то попасть. То есть для того чтобы экономика вышла на темпы роста, которые обеспечат и поступление налогов, и занятость, необходимо увеличивать затраты на поддержку в два раза как минимум. Соответственно, для этого, возможно, и делаются долги».

Сейчас же Россия, как бы это ни звучало, находится в очень неплохой ситуации. Доллар торгуется на уровне 73-74 рубля. Нефть дорогая, и нынешняя цена барреля уже приближается к 5 тысячам рублей. При этом известное «золотое сечение» — 3600, то есть, грубо говоря, 60 долларов за нефть и курс 60 рублей за доллар. Таких условий, как сейчас, не было уже годами. Вспоминается 2018-й, когда североморская смесь превысила 5 тысяч за баррель. И в этом свете у нас может быть вполне оптимистичный сценарий на этот год, и рост госдолга тут совсем не помешает. Правда, 2021-й только начался.