Экс-главу Марий Эл приговорили к 13 годам колонии и штрафу в 235 млн рублей
Леонид Маркелов был осужден за взятки и другие преступления. Проходящие с ним по делу Ираида Долгушева и Наталья Кожанова получили 3,5 года и восемь лет лишения свободы соответственно
Читать на полной версииОбновлено в 16:21
Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода приговорил к 13 годам лишения свободы со штрафом в 235 млн 280 тысяч рублей бывшего главу Республики Марий Эл Леонида Маркелова. Об этом Business FM сообщили в суде.
Адвокат Маркелова Елена Вяткина заявила Business FM , что защита не согласна с приговором и будет его обжаловать в Нижегородском областном суде. «Конечно, приговор обжаловать будем», — сказала она. По ее мнению, следствие и суд как минимум неверно подсчитали сумму взяток, которые, если верить следствию, Маркелов получил за выделение птицефабрике «Акашевская» в 2014-2016 годах большей части бюджетных средств (в общей сложности 5 млрд рублей), предназначенных для господдержки сельхозпредприятий региона.
Обвинение гласило, что Маркелов получил 235 млн рублей с помощью фиктивной сделки по покупке акций ОАО «Тепличное», которое фактически принадлежало ему, но было оформлено на супругу его отца Татьяну Маркелову. Вяткина отметила, что, по оценке следствия, ОАО «Тепличное» стоило 105 млн рублей, а по оценке экспертов защиты — 650 млн рублей. «Если оно стоит 105 млн рублей, то взятка тогда явно не 235 млн рублей, согласитесь?» — прокомментировала адвокат приговор.
«И потом остается вопрос, за что он якобы получил взятки. Якобы за приоритетное предоставление субсидий. А что такое субсидия? Это проценты по банковским кредитам предприятиям, попавшим в госпрограмму. Из них львиную долю составляют средства, которые выделил федеральный бюджет непосредственно получателю — птицефабрике «Акашевская». И к получению этих денег, распределению их Маркелов не мог иметь никакого отношения», — утверждает адвокат.
Сам Маркелов после того, как прозвучал срок, заявил, что «ни в чем не виноват». «Преступлений я не совершал», — сказал он.
Бывший вице-губернатор и по совместительству экс-министр сельского хозяйства и продовольствия Марий Эл Ираида Долгушева проведет в колонии 3,5 года, а гендиректор ООО «Телекомпания 12 Регион» Наталья Кожанова осуждена на восемь лет колонии. Обеим суд также назначил штрафы.
Оглашение приговора длилось с 15 февраля. По версии следствия, Маркелов получил через директора ООО «Телекомпания 12 Регион» Наталью Кожанову от учредителя фабрики ОАО «Акашевская» Николая Криваша (объявлен в розыск) в качестве взятки более 235 млн рублей за покровительство и содействие при имущественной выплате средств государственной поддержки на развитие сельскохозяйственного комплекса. Маркелову инкриминировали получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Кроме того, ему вменяли два эпизода злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ), а также незаконное приобретение и хранение боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ). СК указывает, что Маркелов незаконно обеспечил свою личную охрану за счет средств республиканского бюджета на сумму около 9 млн рублей. Кроме того, он хранил дома вместе с холостыми патронами боевые патроны к охотничьим ружьям.
Наталье Кожановой инкриминировалось посредничество в даче взятки (ч. 4 ст. 291.1 УК), а Ираиде Долгушевой — злоупотребление должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ).
В ходе судебного процесса фигуранты вину отрицали. Для экс-губернатора обвинение просило 17 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 235 млн рублей, а для Кожановой и Долгушевой — десять лет и 4,5 года лишения свободы соответственно в колонии общего режима.
После того как отзвучали сроки, суд еще два часа зачитывал список арестованного на следствии имущества, снимая с него арест. Ранее, в 2019-2020 годах, суды по искам Генпрокуратуры обратили в доход государства имущество Маркелова и подконтрольных ему физических и юридических лиц на общую сумму 2,8 млрд рублей. Среди них были спортивные и развлекательные центры и здания в голландском и итальянском стилях в центре Йошкар-Олы. Сам Маркелов принадлежность имущества ему отрицал, а его защита ссылалась на то, что у фигуранта в собственности была лишь квартира, в которой он жил до задержания вместе с сыном, одна вторая доли в квартире дочери, нежилое помещение — спортзал, а также коллекция монет.
Бывший глава Марий Эл неоднократно признавался, что увлекается европейской архитектурой, и говорил, что мечтает построить в Йошкар-Оле собственную Верону.
Дело рассматривалось не по месту совершения преступления в Йошкар-Оле, а в Нижнем Новгороде, из-за влияния, которое осталось у Маркелова в регионе. О его деятельности в Марий Эл рассказывает нижегородский журналист Михаил Бельдягин.
— У Маркелова отмечают очень тоталитарный стиль управления, даже скорее авторитарный стиль управления. 16 лет назад он пришел к власти и начал отстраивать город. За это время, может быть, какие-то барские замашки действительно могли появиться.
— Могли ему эти замашки аукнуться?
— Сложно сказать. Наверное, да. Просто он оторвался от жизни. Он как засел в Марий Эл, практически не выбирался никуда. У него был карт-бланш на устройство республики, чем он и воспользовался. В голову пришла идея строить в итальянском стиле, в бельгийском что-то делал. Последняя его фишка — он пытался сделать Марий Эл центром туристического развития, чтобы люди приезжали, тратили деньги, наполняли бюджет. Как только Маркелова убрали оттуда, все там поменялось, одни предприятия перешли под контроль других.
Комментирует шеф-редактор интернет-портала «Марийская правда» Анастасия Петрова.
Анастасия Петрова шеф-редактор интернет-портала «Марийская правда» «Туристы, которые приезжали в Йошкар-Олу 10-20 лет назад, отмечают, насколько изменилась столица республики, как обустроилась итальянская набережная. Набережные получили название набережная Брюгге, набережная Амстердам. Стало много памятников, добавилось церквей. Маркелов писал стихи. Когда открывался новый памятник, он обязательно посвящал ему стихи. Очень широко обсуждалась тема, когда он грозился перекопать дороги. Была экстравагантная ситуация на открытии больницы в поселке, когда Маркелов ответил резко жителю: «Вам не нравятся дороги? Хотите, я вам их перекопаю?»
За последние несколько лет к реальным срокам были приговорены бывшие главы нескольких регионов: Сахалинской области Александр Хорошавин, Республики Коми Вячеслав Гайзер, Кировской области Никита Белых. Среди них только Хорошавин получил такой же срок, как Маркелов: экс-главу Сахалина признали виновным в получении от местных предпринимателей взяток на общую сумму 522 млн рублей, а также легализации незаконно полученных денежных средств.
О реноме Маркелова и приговоре рассуждает глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко.
— Человек был со странностями, с другой стороны — вполне лояльный. Объемы хищений не такие уж безумные. Беспрецедентно жесткий приговор. Я, честно скажу, не очень понимаю его логику. Странности в поведении, странности позиционирования, с другой стороны, в этом тоже была какая-то индивидуальность. Решил сделать большое количество ярких архитектурных проектов у себя в Йошкар-Оле — он их сделал. На мой взгляд, это кому-то кажется китчево, но, очевидно, это создает определенный специфический образ региона, привлекает к нему внимание.
— Если вспомнить линейку приговоров губернаторам, Гайзеру — 11 лет, Хорошавину — тоже 13, Александру Соловьеву из Удмуртской Республики — десять лет, Никите Белых, Кировская область — восемь лет лишения свободы.
— Я думаю, что эта антикоррупционная кампания снижает мотивацию на то, чтобы быть губернатором, у представителей элит, потому что уровень управляемости со стороны федерального центра постоянно растет, уровень защищенности падает. Но и всегда очень сложно найти грань между действительно коррупционными преступлениями и, скажем, превышением служебных полномочий. Маркелов встроился в систему и демонстрировал максимум лояльности.
В 2017-м Маркелов писал Владимиру Путину стихотворное обращение из СИЗО. В Марий Эл он запомнился и своим поэтическим творчеством.