Этапированная в Москву руководитель отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталья Гришкевич признала свою вину в получении взяток на сумму свыше 18 миллионов рублей. Как стало известно BFM.ru, свою позицию чиновница высказала в минувшую пятницу после того, как ей было предъявлено официальное обвинение. Днем позже Басманный суд Москвы санкционировал ее арест. По версии следствия, на протяжении нескольких лет Гришкевич получала вознаграждения за размещение денег питерских пенсионеров в одном из крупнейших банков Санкт-Петербурга — ВЕФК («Восточно-европейская финансовая корпорация»).

53-летнюю Наталью Гришкевич задержали утром 18 февраля в ее квартире в Санкт-Петербурге. На следующий день ее этапировали в Москву, где ведется следствие.

По данным Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ (ГСУ СКП), более двух лет, с декабря 2006 по март 2009 года, высокопоставленная чиновница получала взятки, которые составили в общей сложности более 18 миллионов рублей. Действовала Гришкевич в пользу бывшего владельца банка ВЕФК Александра Гительсона (в феврале 2009 года у банка отозвали лицензию, — BFM.ru).

«В нарушение действующего законодательства, в соответствии с которым бюджетные средства Пенсионного фонда должны размещаться только на счетах в Банке России, она разместила и держала эти средства в коммерческом банке ВЕФК», — утверждает следствие. Установлено, что «в результате действий чиновницы за счет наличия в банке ВЕФК выплатного и сметного счетов Отделения Пенсионного фонда, имеющих ежедневные остатки денежных средств в размере от 2 до 7 миллиардов рублей, ОАО «Банк ВЕФК» и его фактически единоличный владелец Гительсон получил расширение ресурсной базы представляемого им Банка, что позволило увеличить его возможности по осуществлению активных банковских операций», — говорится в документах. Иными словами, кредитное учреждение могло «прокручивать» деньги более миллиона питерских пенсионеров и извлекать дополнительную прибыль.

Наталья Гришкевич попала в поле зрения следователей как раз в ходе расследования уголовного дела Александра Гительсона, а также бывшего председателя правления банка ВЕФК Виталия Рябова и зампредседателя правления Ивана Бибинова. Это дело было возбуждено по статьям 172, 159, 160, 290 и 291 УК РФ (незаконная банковская деятельность, мошенничество, присвоение или растрата, получение и дача взятки). Фигурантов задержали еще в марте 2009 года в Санкт-Петербурге и доставили Москву, где с санкции Басманного суда взяли под стражу.

Самому Александру Гительсону, помимо присвоения или растраты (статья 160 УК) на сумму 890 млн рублей, предъявлено обвинение в мошенничестве (статья 159 УК) на полмиллиарда рублей. По версии следствия, финансист вместе с Виталием Рябовым и Иваном Бибиновым входили в преступную группу, которая под руководством Гительсона занималась растратой вверенных банку средств в особо крупном размере. В августе 2007 года и в феврале 2008 года банк ВЕФК выделил в общей сложности 890 млн рублей двум петербургским фирмам-однодневкам — ООО «Радиус» и ООО «Прометей» в качестве кредитов. Помимо топ-менеджеров, в ноябре 2009 года в Екатеринбурге в рамках того же дела задержали руководителя отделения ПФР по Свердловской области Сергея Дубинкина.

Что же касается Натальи Гришкевич, то, как стало известно BFM.ru, 18 февраля следователи ГСУ СКП поздно вечером предъявили ей обвинение по части 4-й статьи 290 УК РФ («Получение взятки в крупном размере»), после чего состоялся ее допрос. По сведениям BFM.ru, обвиняемая признала свою вину, в целом согласившись с предъявленным обвинением. Для того, чтобы санкционировать ее арест, дежурившей в субботу председателю Басманного суда Москвы Ольге Солоповой потребовалось три часа. Адвокат обвиняемой Александр Тертышник утверждал, что его подзащитная не намерена скрываться или чинить препятствия расследованию. Он ходатайствовал об избрании Гришкевич любой иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Свою просьбу защитник объяснил тем, что на иждивении у Натальи Гришкевич находится 89-летняя мать, которая до задержания дочери проживала вместе с ней в Санкт-Петербурге и нуждается в постоянном уходе. Однако на суд эти аргументы не подействовали, и он удовлетворил ходатайство следствия об аресте. «Избирая Гришкевич меру пресечения суд использовал стандартные формулировки. В частности, о том, что, находясь на свободе, обвиняемая может скрыться, и, используя свое должностное положение, повлиять на свидетелей», — сообщил BFM.ru адвокат. По словам Александра Тертышника, его подзащитная не собирается обжаловать решение суда об аресте. «Таково ее желание», — сказал он.