Опросы: почему россияне выбирают помощь риелторов, «умные» дома и краткосрочную аренду
Почему при продаже квартир россияне предпочитают пользоваться помощью профессионалов? Сколько горожане готовы платить за услуги «умного» дома? На основании чего люди делают выбор между гостиницами и съемным жильем? Ответы — в результатах опросов за прошедшую неделю
Читать на полной версииРайффайзенбанк опросил около 3 тысяч жителей крупных городов России, которые продавали квартиру в течение последних пяти лет, чтобы узнать, как именно они это делали. И выяснил, что только треть опрошенных предпочли заниматься продажей самостоятельно — главным образом потому, что захотели сэкономить. Еще 21% из этой трети отказались от помощи специалистов, поскольку продавали квартиру знакомым, и 2% сказали, что сами занимаются сделками с недвижимостью профессионально.
Большинство же опрошенных обращались за помощью к профессионалам: 43% — к частным риелторам, 23% — в агентства недвижимости. В этой группе ответы на вопрос «почему?» распределились так: 65% предпочитают данный вариант, полагая, что он избавит их от возможных ошибок во время подготовки и продажи недвижимости; 54% уверены, что сделка в таком случае будет безопаснее; у 26% просто нет времени показывать квартиру потенциальным покупателям. Интересно, что владельцы ипотечных квартир меньше, чем владельцы недвижимости без обременения, были готовы заниматься продажей самостоятельно: 27% против 34% соответственно.
Большинство респондентов (64%), которые продавали квартиру самостоятельно, сказали, что по ходу дела им не пришлось снижать цену, 21% признались, что уступили около 10%, а 12% утверждают, что цена квартиры даже выросла. Больше половины (55%) из тех, кто продавал жилье с помощью риелтора или агентства недвижимости, также отметили, что заключили сделку за изначально назначенную сумму, а вот доля тех, кому пришлось снизить стоимость на 10%, в этой категории оказалась выше и составила 39%. 84% опрошенных размещали объявление о продаже квартиры на сайтах недвижимости, 43% — на сайтах агентств, 23% доверились соцсетям, а 14% — районным информационным доскам.
Метрологический центр девелоперской компании «Брусника» провел исследование, посвященное осведомленности и предпочтениям людей в области «умных» домов (его результаты приводит портал «Единый ресурс застройщиков»). Стоит подчеркнуть, что опрос, в котором приняли участие более 1,7 тысячи человек, проводился только в пяти городах присутствия застройщика — Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Сургуте и Видном, и вряд ли его результаты можно экстраполировать на всю страну.
Исследование показало, что приоритетными для большинства респондентов остаются опции, связанные с комфортом, безопасностью и защитой от непредвиденных ситуаций. На вопрос «какие функции «умного» дома вы хотели бы иметь?» 82% жителей ответили, что хотели бы, чтобы в первую очередь контролировались протечки. Примерно по 70% респондентов поставили на второе и третье места вывод показаний счетчиков в мобильное приложение и наблюдение за происходящим во дворе. Дальше с небольшим отрывом друг от друга идут такие функции, как оповещение о пожаре, открытие через приложение калитки, двери подъезда и паркинга и измерение уровня вредных веществ в воздухе.
А вот в подвале рейтинга оказалось управление шторами, вызов лифта с помощью смартфона, электронное открытие окон и еще целый ряд опций, которые покупатели считают ненужными и за которые явно не намерены платить. Кстати, без голосового помощника многие также согласны обойтись: только 16% респондентов сочли эту опцию обязательной. Зато дистанционное открывание дверей подъезда и ворот паркинга со смартфона признали удобным 84% респондентов. А еще 63% опрошенных не прочь отказаться от домофонов, если уведомления будут поступать сразу на мобильный.
Но показательно то, что большинство покупателей квартир пока не готовы серьезно вкладываться в автоматизацию жилья. 45% участников опроса согласны заплатить за полноценную систему «умного» дома не более 10 тысяч рублей, еще 4% заявили, что подобные решения должны предоставляться жителям бесплатно. Между тем, по предварительным расчетам специалистов компании «Брусника», внедрение комплексной системы автоматизации обойдется не менее чем в 65 тысяч рублей, а такую цену посчитали справедливой только 10% респондентов.
Наконец, аналитики «Авито Недвижимости» провели опрос (есть в распоряжении Business FM), результаты которого показали: в течение последнего года (с марта 2020-го по февраль 2021-го) россияне предпочитали арендовать квартиры посуточно, вместо того чтобы жить в гостинице, причем это было характерно как для рабочих поездок, так и для отпусков.
Те, кто ездил в командировки и вместо гостиницы жил в съемной квартире, назвали основной причиной своего выбора нежелание контактировать с персоналом на ресепшен и другими гостями — этот вариант выбрали 46% респондентов. Для 44% основным фактором стало отсутствие в гостинице бытовой техники (стиральной машины, собственной кухни). 42% снимали в командировках квартиру из соображений экономии. В случае выбора жилья для отпуска основным мотивом для аренды квартиры вместо гостиницы становилось наличие собственной кухни и других бытовых предметов (52%), экономия (51%), нежелание контактировать с другими постояльцами (29%).
Почти половина (48%) россиян, воспользовавшихся краткосрочной арендой жилья, сказали, что им понравился подобный опыт, 39% признали, что остались им удовлетворены. На вопрос о том, что следовало бы улучшить арендодателям, 41% респондентов ответили, что им всего хватало, 26% — что следует доработать стабильность и скорость интернета (этот ответ чаще других выбирали молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет), 20% — что арендодатели должны обратить внимание на соответствие сервиса стандартам гостеприимства.