Почему газификация — это так дорого?
Чтобы проложить газовую трубу по участку в Подмосковье, придется потратить 500 тысяч рублей, больше миллиона — чтобы подвести газ в СНТ. Алексей Миллер говорит, что можно снизить цены на треть, если единым оператором этих услуг будет «Газпром». Станет ли это выходом из положения?
Читать на полной версии«Национальное достояние» доступно далеко не всем россиянам. Платить нужно и за врезку, и за прокладку газовой трубы, есть и другие менее очевидные траты. В итоге ценник начинается от 100 тысяч рублей и может превысить миллион.
Разберем несколько кейсов: газ нужно провести к частному дому в черте города, газифицировать нужно СНТ или коттеджный поселок и трубу нужно протянуть к старой деревне, в которой живут 30 пожилых людей.
Как это работает для дач и коттеджей? Сначала газ нужно довести до самого поселка, потом до участка, а затем уже непосредственно до дома. Это долго, дорого и сложно. Два самых главных фактора — насколько далеко пролегает магистральная труба и какое в ней давление газа. Есть еще условия по суточному объему потребления газа для каждого пользователя, но в обозначенные нормативными актами лимиты укладываются почти все частные дома, не говоря уже о дачах. Поэтому эту деталь мы опустим.
Итак, если давление в магистрали низкое — самым главным остается вопрос удаленности от трубы. Согласно постановлению правительства № 1314, если от трубы до вашего участка меньше 200 метров, «Газпром» обязан провести врезку по фиксированной цене. Для каждого региона она своя и устанавливается местным комитетом по тарифам. Так, в Подмосковье на 2021 год врезка стоит 67 тысяч рублей — и неважно, лежит эта труба в 199 метрах от границ участка или проходит в пяти сантиметрах от забора. Вот что рассказали Business FM в одной из компаний, консультирующих граждан по данным вопросам:
«Что касается газификации внутри границ участка, то здесь идет разброс. Первый договор заключается на проектирование, он стоит 20 тысяч рублей. Второй договор будет на строительно-монтажные работы. В среднем выходит в районе 80-120 тысяч рублей. Конкретную сумму рассчитывают только после проектирования. После проектирования будет еще два договора: на пусконаладочные работы и техническое обслуживание. Если стандартные пусконаладочные работы стоят шесть тысяч рублей, то договор на техническое обслуживание меняет свой прайс каждый месяц, назвать конкретную сумму по договору нельзя, но в среднем это в районе пяти-восьми тысяч рублей, обычно это не выходит дороже. Еще один платеж будет на ваш счетчик. Это может быть сумма и в районе трех тысяч рублей, и 12 тысяч рублей, здесь по-разному».
Прежде чем участок подключат к магистрали, собственник должен сначала развести трубы по своей территории. То есть заплатить за план, за все согласования, непосредственно за прокладку труб на участке и купить все необходимое оборудование. Времени для этого будет предостаточно, так как «Газпром» будет рассматривать вопрос подключения участка к трубе девять месяцев и может еще и не уложиться в эти сроки. Вот опыт калужского предпринимателя Сергея, который недавно провел газ к собственному дому. К слову, в Калуге по действующему тарифу врезка стоит 26 тысяч рублей:
«У меня была врезка в газпромовскую трубу, которую ранее провели моему соседу. Она была буквально в трех метрах от границ моего участка. Врезка стоила мне 26 тысяч рублей, а соседу моему — 65 тысяч. Просто в это время изменились правила. Он потом пытался поменять условия договора на 26 тысяч рублей, но ему отказали, сказав, что уже очень много денег потрачено, и объяснили ему, что он еще останется должен, если вдруг начнет чего-то там пробовать. А до этого врезка стоила вообще 90 тысяч рублей. Далее «Газпром» должен за девять месяцев построить там эти три метра или 200 метров — неважно. Это до границы участка. На момент, когда прошло девять месяцев, внутри границ участка все было смонтировано, все акты подписаны, сданы в Ростехнадзор. Тот же «Газпром» мне позвонил из Чебоксар и что-то там начал узнавать про какие-то земли. Я спросил, с какой целью они интересуются. Они говорят, что делают проект. То есть «Газпром» не укладывается, и они ищут каких-то подрядчиков, вывешивают на аукционы кучу проектов, их выигрывают какие-то другие регионы, которые понятия не имеют, что здесь происходит на местах, проектируют это очень долго. Потом «Газпром» начинает строить и сам себе сдавать, то есть по внутренней документации. В общем, в девять месяцев «Газпром» обычно не укладывается. Есть редкие исключения».
Но все вышеописанное — это самый простой вариант и самый дешевый. В Подмосковье ценник от 200 тысяч до 260 тысяч рублей. Дальше начинаются нюансы. Если в ближайшей к поселку трубе давление не низкое, а среднее или высокое, перед разводкой газа по домам нужно поставить специальный газовый шкаф, который будет выравнивать давление. Стоить он может от нескольких десятков тысяч рублей до миллиона и больше. В зависимости от количества участков, которые будут к нему подключены. И вот в этой ситуации никаких фиксированных тарифов у «Газпрома» уже нет. Все считается по индивидуальному тарифу, а заложить в него можно все что угодно. Это же касается и случаев, когда до трубы больше 200 метров: только индивидуальный тариф.
Обоснования цены могут быть разными: необходимость обойти проезжую часть, тут глубже копать, там еще что-то мешает — и итоговый ценник ограничивается только вашей фантазией. В различных СНТ и коттеджных поселках нашли такой выход: они оформляют в собственность участок земли в виде ленты — недостающие до трубы условные полтора километра на два метра в ширину — и таким образом гора сама приходит к Магомеду. И «Газпром» уже обязан подключить собственника к трубе по установленному тарифу.
Что происходит дальше? Откуда в Подмосковье берутся суммы в полмиллиона за подключение к системе? Предположим, в поселке 100 домов, но изначально на газификацию скинулись только 50. Оформили землю в собственность (тут можно только гадать, как правлению удается согласовать покупку ленточного участка полтора километра на два метра), купили газовый шкаф и так далее. Затем 51-й член СНТ приходит к председателю и говорит, что передумал и теперь тоже хочет газифицироваться. И вот тут правление может выставить такому соседу абсолютно любой ценник — сколько пожелает. Более того, у претендента на подводку газа не остается вариантов — он не может нанять стороннюю фирму, которая сделает это все по конкурентным ценам. Труба уже не газпромовская — она в собственности у юрлица или даже у конкретного человека, рассказал Business FM один из консультантов:
«Вам необходимо будет взять у вашего председателя бумагу о том, что он разрешает провести газификацию вашего участка и дает согласие на врезку в газопровод. Как правило, с такими людьми бывают сложности: они ломят ценник очень большой в плане того, что они могут попросить полмиллиона и миллионы. Председатель пойдет так же в «Мособлгаз» и будет работать через них, но возьмет свой процент. Я работала в «Мособлгазе» и знаю эту систему. Все председатели не особо любят, когда сторонние фирмы работают, либо даже напрямую, когда вы обращаетесь в «Мособлгаз», они теряют от этого деньги. Это чисто человеческий фактор: «Мы не дадим согласие, давайте нам, допустим, 500 тысяч, и мы вам выдадим согласие, либо давайте нам 500 тысяч, и мы вам газифицируем».
Подводя итог, из конкурентного тут только работы по разведению труб внутри участка и дома. Несмотря на то что компаниям, желающим работать на этом рынке, нужны всякие допуски и лицензии, — желающих много и зарабатывают они на этом стандартные для стройки 20%, а кто-то даже демпингует. А вот тарифы, особенно индивидуальные, от которых потом во многом и рассчитывается итоговая стоимость для конкретных собственников участка, — вещь, мягко говоря, непрозрачная.
Что же касается бабушки, которая 60 лет ждет, когда газ в ее деревню проведут по госпрограмме, — она получит доступ к трубе на тех же условиях: от границы участка — за свой счет, говорит директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
Марсель Салихов директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ «Как правило, «Газпром» осуществляет газификацию отдельных населенных пунктов вместе с местной администрацией. 50% средств предоставляется «Газпромом», а 50% средств предоставляется бюджетом субъекта. Уже в пределах населенного пункта по границе проводится газопровод. Прокладка трубы, которая идет от границы участка до дома, — ответственность собственника».
Глава «Газпрома» Алексей Миллер в начале этой недели заявил, что расходы на подключение домовладений к газу можно сократить на треть. По его мнению, это удастся сделать, если ввести единого оператора газификации. И стать им должен, разумеется, «Газпром». Логику компании объясняет генеральный директор Института национальной энергетики, редактор журнала «Газпром» Сергей Правосудов:
Сергей Правосудов генеральный директор Института национальной энергетики, редактор журнала «Газпром» «Есть такой успешный опыт в Тюменской области — «дочка» «Газпрома», которая занимается и поставками газа. Они исходят из того, что, поскольку мы создаем нового потребителя, мы будем зарабатывать на поставках ему газа, и они делают трубу по минимальной цене. Рассуждают так: «Да, мы здесь не заработаем на том, что мы провели трубу к какому-то поселку и внутри его сделали разводку, но мы потом будем зарабатывать на протяжении ряда лет на поставках газа этому потребителю. За счет этого как-то более или менее нормально заработаем».
Плюс в такой системе — так проще организовать принцип котла, то есть брать чуть больше, чем себестоимость, плюс минимальная маржа с тех, к кому газ провести легко, чтобы брать чуть меньше с тех, до кого вести трубу очень дорого.
Но не приведет ли создание единого оператора — читай монополиста — к увеличению цен? Комментирует эксперт Агентства нефтегазовой информации кандидат технических наук Александр Хуршудов:
Александр Хуршудов эксперт Агентства нефтегазовой информации, кандидат технических наук «Действительно, вот для таких крупных вещей, как газоснабжение, много операторов — плохо, цена будет одна и та же. Если перед нами монополист — то нужно очень взвешенно и толково его контролировать. Вот первого, к сожалению, у нас нет. Зато есть комиссия по этим самым монополистам. И могу вам сказать, что любую смету можно завысить в два-три раза, потому что много очень документов, от которых исходишь, можно взять большие коэффициенты, малые и так далее».
Согласно планам «Газпрома», к 2025 году количество полностью газифицированных регионов должно увеличиться до 35. Сейчас таких 11.