Что будет с ценами на колбасу и сосиски?
«Коммерсантъ» написал, что производители мясных изделий предложили торговым сетям повысить закупочные цены, ссылаясь на подорожание мяса. О чем говорят в отрасли и что о повышении цен думают ретейлеры?
Читать на полной версииУ мясной отрасли в этот раз единства нет. Как сообщил «Коммерсанту» один из крупных переработчиков, год назад килограмм свинины на кости стоил 119 рублей. Сейчас же за него приходится отдавать 134-138 рублей. То есть сырье выросло в цене примерно на 15%. А курица подорожала еще сильнее. И поэтому производители попросили торговые сети повысить закупочные цены на колбасу и сосиски на те же 10-15%. И для них это единственная возможность сохранить маржинальность производства мясных изделий.
Но есть мнение, что непосредственно мясо тут ни при чем. Как рассказывает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, сырье для переработчиков сейчас даже снизилось на 10%. И вообще в стоимости готовой продукции оно занимает всего 40-50%, отмечает он:
Сергей Юшин руководитель Национальной мясной ассоциации «А вот дальше у нас растут другие расходы: электроэнергия, вода, транспорт дорожает, растут затраты на обеспечение эпидемиологического благополучия предприятий, потому что, не дай бог, люди заболеют на колбасном заводе, кто тогда вообще будет делать колбасу? Вот это будет катастрофа. Мясная индустрия была вынуждена сделать многомиллиардные инвестиции, чтобы предприятия продолжали свою работу. Растут расходы на производство, включая коммерческие расходы, на них приходится порядка 16-18%, налоги никто не отменял».
Как отреагировали ретейлеры — неизвестно, видимо, переговоры еще идут. И если сети согласятся, то дальше у них будет сложный выбор. Либо взять издержки на себя, либо переложить их на покупателей. И это значит, что мясные изделия могут подорожать. А наши власти сейчас очень внимательно наблюдают за тем, что происходит с ценами на еду, и вводят меры, чтобы их сдерживать. Это и пошлины на зерно, и соглашение о предельных отпускных ценах на сахар и подсолнечное масло.
И, кстати, по поводу цен на зерно. Это еще и корм для животных. Соответственно, расходы тех, кто их выращивает. Ну а кроме того, за год ослабел рубль, а в нашей еде, в том числе колбасах и сосисках, до сих пор есть довольно значимая импортная составляющая. Например, иностранное оборудование. О том, как в итоге могут поступить торговые сети и власти, говорит гендиректор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб:
— Мы свою наценку сдерживаем как можем. Мы не ловим хайп и не думаем: «О, сейчас мы там нагреем руки, на общем горе, на общей беде». Мы работаем в жесткой конкуренции и поэтому мы не имеем такой возможности.
— Нет ли у вас такого ощущения, что скоро могут установить и предельные отпускные цены на мясо?
— Мне кажется, что это маловероятно. Мясо это скоропортящийся продукт. Как только эти предельные цены установят, так мы через три дня увидим пустые прилавки. Это произойдет просто очень быстро.
В то же время растущие цены — это еще один повод поговорить про адресную социальную помощь. Часть населения безболезненно переживет, если колбаса или сахар подорожают на несколько рублей или даже на несколько десятков рублей. Тем более что касается мясных изделий, то цены на них в магазинах годами не поднимались. А тех, кому даже небольшое подорожание наносит удар по семейному бюджету, государство имеет все возможности обеспечивать продуктами.
Вариантов, как это сделать, несколько. Талоны, с которыми, правда, у россиян связаны не самые лучшие воспоминания, или возможность отовариваться с помощью социальной карты. И тогда и производитель, и торговые сети смогут сохранить прибыль. А нуждающиеся получат от государства бесплатную колбасу.