Кадровый голод: россияне придут на стройки при трех условиях
Почти все участники опроса, проведенного Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и «Единым ресурсом застройщиков» (ЕРЗ), согласились: заменить иностранных рабочих российскими на стройках можно. Другое дело — какие условия для этого придется соблюсти
Читать на полной версииО том, что стройкомплексу страны отчаянно не хватает рабочих рук: разнорабочих, бетонщиков, каменщиков, штукатуров и всех прочих, — сегодня не знают, кажется, только в медвежьих российских углах. Да и там, наверное, уже объяснили, почему рабочих не хватает и что в связи с этим пытаются сделать власти — федеральные и на местах.
А ситуация из внештатной постепенно превращается в катастрофическую, и пока разработка правил упрощенного въезда и фрагментарное приоткрытие границ то с одним государством, то с другим ее не исправляют. Иностранных рабочих как не было, так и нет, говорят девелоперы — и переводят оценку этого дефицита в строительно-математическую плоскость.
Лишь один пример: недавно уральские строители направили в адрес профильного вице-премьера Марата Хуснуллина очередное слезное письмо — сделайте хоть что-нибудь, верните мигрантов на стройки. В комментариях генеральный директор СРО «Уральское объединение строителей» Сергей Ренжин отметил, что дефицит рабочих кадров в регионе достиг 40-50%. «Если пройтись по Екатеринбургу и посмотреть строящиеся объекты, разрыв между монолитчиком и каменщиком раньше составлял два этажа, сейчас — пять-семь этажей. Сегодня наиболее востребованны каменщики, отделочники, арматурщики, бетонщики. На эти специальности приходится 85% всех заявок», — цитирует Сергея Ренжина Znak.com.
Данные опроса НОСТРОЙ и ЕРЗ, которые частично уже приводила Business FM, выводы уральских коллег подтверждают. В целом по стране рейтинг дефицита специалистов сегодня возглавляют разнорабочие: их нехватка оценивается профессионалами рынка в 34,8%. На втором и третьем местах с почти одинаковыми показателями идут штукатуры (27,5%) и каменщики (27,3%). Следом — бетонщики (26,2%), арматурщики (19,6%), монтажники (14,4%) и так далее.
Возвращаясь к началу: девять из десяти участников этого совместного исследования уверены, что мигрантов можно заменить россиянами, но только если, как минимум, во-первых, улучшить условия труда и повысить безопасность на стройплощадке, во-вторых, повысить рабочим заработную плату, и в-третьих, одновременно снять с работодателей часть нагрузки по неналоговым платежам.
Тут, конечно, надо детально разбираться. Какие именно неналоговые платежи? И если избавить от такой нагрузки строительные компании, то на чьи плечи ее переложить? Хотя, в общем, нетрудно догадаться, чьи именно плечи имеются в виду. Если улучшить условия труда, то что конкретно сделать и опять же за чей счет? Если увеличить заработную плату, то до какого предела, если большинство участников все того же совместного опроса НОСТРОЙ и ЕРЗ отметили, что зарплата уже выросла на 60-80%, по некоторым специальностям даже на 80-100%, а очередь из россиян, желающих ее получать, все равно не выстроилась? И вообще, хватит ли стройкомпаниям устойчивости, банкам — договоропригодности, а государству — денег, чтобы каждую проблему — будь то нехватка рабочих рук, рост цен на стройматериалы или колебания курса валют — решать путем подобного перераспределения финансовых обязанностей в рамках уже утвержденных проектно-экономических моделей?
О банках и их роли в сфере жилищного строительства вообще надо бы поговорить отдельно. Как отмечают в НОСТРОЙ, по итогам 2020 года 59% рынка проектного финансирования занимает «Сбер», 12% — ВТБ, 11% — банк «Дом.РФ»; доля стоящего на четвертом месте банка «Открытие» — всего 4%, у остальных еще меньше. Между тем, если к концу 2020 года 51,6% от общего объема (48,5 млн квадратных метров жилья) строилось на основе банковского проектного финансирования с использованием счетов эскроу, к концу 2021 года данный показатель по идее вырастет до 70%. То есть при сохранении, а в идеале увеличении объемов строительства предполагается, что объемы финансирования должна наращивать не только первая тройка, но и вообще все банки, допущенные до работы со строительной отраслью. Хотя многочисленные отраслевые проблемы, наверное, требуют честности по отношению к банкам: не предполагается, а предполагалось. Впрочем, о точности формулировок поговорим в декабре.