Суд заменил Навальному условный срок реальным по делу «Ив Роше»
С такой просьбой в суд обратилась ФСИН, настаивая, что политик нарушил условия испытательного срока, пропустив шесть раз обязательную явку в уголовно-исполнительную инспекцию. Навального отправят в колонию общего режима на два года и семь месяцев
Читать на полной версииОбновлено в 20:48
Симоновский суд Москвы заменил условный срок в 3,5 года по делу «Ив Роше» реальным оппозиционному политику Алексею Навальному. Как сообщает корреспондент Business FM, таким образом суд удовлетворил представление Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Навальный будет направлен для отбытия наказания в колонию общего режима.
«Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит представление УФСИН подлежащим удовлетворению. В судебном заседании подтвердились факты, что Навальный еще до своей госпитализации неоднократно не являлся во ФСИН на регистрацию», — огласила решение судья Наталья Репникова.
Она указала, что один день нахождения под домашним арестом будет зачтен политику за день нахождения в колонии. Навальный провел под домашним арестом 10 месяцев — с 28 февраля 2014 года по 30 декабря 2014-го. Также суд постановил, что в зачет срока пойдет время нахождения Навального в СИЗО с 17 января 2021 года до вступления постановления в силу. Таким образом, политику на сегодняшний день останется отсидеть два года, семь месяцев и две недели. «Все будет хорошо. Не грусти», — подбодрил жену Навальный, прежде чем его увел конвой.
ФСИН настаивала, что Навальный нарушил возложенную на него обязанность не реже двух раз в месяц отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции в течение шестилетнего испытательного срока, который закончился в конце 2020 года. Он шесть раз пропустил процедуру в 2020 году.
Прокуратура сочла требование ФСИН законным и обоснованным, указав, что политик многократно нарушал обязанность явиться на регистрацию с 1 января по 17 августа 2020 года еще до того, как попал на лечение в немецкую клинику Charite. С 24 сентября после выхода из больницы он полностью уклонился от предусмотренного законом контроля (ни разу не явившись на регистрацию в период с октября по декабрь 2020 года), что привело к объявлению его в розыск 29 декабря 2020 года, отметили в ведомстве.
Представитель уголовно-исполнительной инспекции № 15 Александр Ермоленко на заседании заявил, что ФСИН могла уже после двух нарушений обратиться в суд с просьбой о замене условного срока реальным, но решила проявить гуманизм. «На основании принципа гуманизма инспекция надеялась, что осужденный Навальный изменит отношение к исполнению приговора суда и встанет на пусть исправления. Однако Навальный должных выводов не сделал и на путь исправления не встал», — сказал он.
Сам Алексей Навальный фактически использовал зал суда как трибуну. Он заявил, что не признает представление ФСИН, назвав его «лживым». Оппозиционер утверждал, что его пытаются посадить по делу, по которому он был ранее признан невиновным. Он отметил, что в 2017 году Европейский суд по правам человека «вынес решение, в котором черным по белому написал: состава преступления нет». «Дело, по которому я нахожусь в клетке, полностью сфабрикованное. Мне даже выплатили компенсацию. Несмотря на это, мой брат отсидел 3,5 года. Я по этому делу отсидел год под домашним арестом», — сказал Навальный. Он посетовал, что Россия «растет» только по количеству миллиардеров. «А во всем остальном мы падаем. Я сижу в СИЗО и слушаю, как макароны подорожали и яйца», — сказал Навальный.
«Вы ничего не сказали по поводу представления», — обратилась к нему судья Наталья Репникова. «Я это все говорю по поводу представления, которое вы устроили», — так ответил ей Навальный. «Я требую освобождения меня и других арестованных», — завершил он свое выступление.
Его адвокаты Вадим Кобзев и Ольга Михайлова отвергли доводы оппонентов. Так, Ольга Михайлова пояснила, что до истории с отравлением в августе 2020 года ее подзащитный регулярно отмечался в инспекции. Она пояснила, что до 2018 года Навальный должен был являться туда дважды в месяц по четвергам, потом ФСИН решила, что он должен делать это по понедельникам. Адвокат уточнила, что когда Навальный не приезжал в понедельник, он являлся отмечаться в четверг. Адвокаты обратили внимание суда, что единственный случай, когда Навальный действительно не приехал в инспекцию, был в январе 2020 года — тогда он заблаговременно предупредил работников ФСИН, что будет праздновать с семьей Новый год не в столице. Однако инспекция данный факт «скрыла», указала Михайлова. Адвокаты подчеркнули, что с 22 августа по 23 сентября политик находился на стационарном лечении в немецкой клинике Charite, после чего проходил в Германии амбулаторное лечение и курс интенсивной физиотерапии.
Сам Навальный признался, что когда вышел из комы ему «вообще было до фонаря», он не думал об уголовно-исполнительной инспекции. «Я заново учился ходить», — сказал политик. Несмотря на это, сказал он, во ФСИН была направлена бумага о его местонахождении.
Прокурор Екатерина Фролова задала ему несколько вопросов, подчеркнув, что осужденный прислал во ФСИН лишь одно уведомление о нахождении в больнице, не сообщив о своей дальнейшей судьбе. По ее словам, после выписки из госпиталя Навальный свободно перемещался по территории Германии, посещал различные места, занимался спортом, давал интервью. «Осужденный демонстративно проявляет пренебрежение к законам России, которые сам призывает неукоснительно соблюдать», — заявила она, попросив заменить условный срок реальным. При этом Фролова просила суд вынести частное представление в адрес начальника филиала № 15 уголовно-исполнительной инспекции ФСИН, указав, что он ненадлежащим образом следил за отбыванием условного наказания Навальным. Суд это просьбу удовлетворил.
Она просила назначить Навальному реальный срок в 3,5 года со штрафом в 500 тысяч рублей. При этом считать один день нахождения под домашним арестом за день в СИЗО.
В декабре 2014 года Навальный был осужден на 3,5 года лишения свободы условно по так называемому делу «Ив Роше» Замоскворецким судом столицы. Его брат Олег получил такой же по длительности срок, но реальный, который уже отбыл. Оба были признаны виновными в хищениях у «дочки» французской косметической фирмы Yves Rocher «Ив Роше Восток» 26,7 млн рублей, а также почти 4,5 млн рублей у «Многопрофильной процессинговой компании». Суд счел, что их продукцию фирма Навальных — «Главное подписное агентство» — возила из Ярославля в Москву по завышенным тарифам. У ГПА не было собственного парка автомобилей, и она наняла подрядчиков. Разницу братья, согласно материалам дела, забирали себе. Фигуранты вину отрицали, утверждая, что занимались обычной предпринимательской деятельностью. Алексей Навальный заявлял о политическом характере преследования.
Тем не менее действия подсудимых суд квалифицировал как мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ) и легализацию похищенного имущества (ч. 2 ст. 174.1 УК РФ). Каждому из фигурантов был назначен испытательный срок в пять лет. В декабре 2014 года Симоновский суд по ходатайству ФСИН увеличил Навальному пятилетний испытательный срок по данному делу на год. Он истекал 30 декабря 2020 года.
В 2017 и 2019 годах братья Навальные выиграли у РФ два иска в Европейском суде по правам человека, отсудив в общей сложности более 100 тысяч евро компенсации. Страсбургский суд, в частности, пришел к выводу, что при рассмотрении дела «Ив Роше» было нарушено право на справедливое судебное разбирательство.
Навальный был задержан 17 января в аэропорту «Шереметьево» по прилете из Германии, где проходил лечение. На следующий день Химкинский городской суд продлил ему срок задержания до 15 февраля.