Наиболее известен — как в России, так и по всему миру — британский штамм COVID-19; и именно он вызывает наибольшие опасения у ученых и врачей. Изначально это было обусловлено лишь предварительной оценкой заразности вируса, сделанной Минздравом Великобритании — предполагалось, что он распространяется на 70% быстрее оригинала. Теперь же все новые исследования указывают на то, что он может еще и более смертоносен.

По подсчетам Имперского колледжа Лондона, вероятность летального исхода при заражении этим штаммом может быть на 36% выше, чем при классическом ковиде; Эксетерский университет называет цифру в 91%, то есть выше почти в два раза. Исследования обобщила комиссия британских эпидемиологов Nervtag — и хотя в докладе отмечается, что данные предварительные, повышенная летальность британского штамма признана «реалистичным сценарием».

Дополнительные оговорки озвучивает генеральный партнер биотехфонда Atem Capital, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Антон Гопка.

Антон Гопка генеральный партнер биотехфонда Atem Capital, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО «В мире очень много вариантов коронавируса, больше 12 тысяч. Эксперименты, которые бы доказали, что вирус является более заразным или более летальным, требуются непростые. Не все из них были проведены, а если и были проведены, то как правило там всегда указано, что это предварительные эксперименты. Штамм обозначает как термин варианты вируса, которые имеют принципиально новую функциональность в отношении человека. Та часть вируса, которая соединяется с клетками человека, пока существенно не изменилась. Пока она не меняется, против нее будет и тот иммунитет, который получен людьми переболевшими, и иммунитет против вакцины. Пока говорить о чем-то новом рано».

Второй мутационный фронт коронавирус открыл в Южно-Африканской Республике. Отдельные изменения в этом варианте вируса делают его похожим на британский, то есть вероятно более заразным, — но беспокоит ученых не это. Предварительные исследования, в том числе сделанные производителем вакцины Moderna, указывают на резистентность южноафриканского варианта к антителам против оригинального вируса — причем как у переболевших, так и у вакцинированных препаратом этой компании.

В отчете говорится, что первоначально прививка все равно должна обеспечить защитные титры, но длительность иммунитета может снизиться. Противоположные результаты получили в Pfizer — американо-немецкая вакцина вроде бы успешно убивает новый вариант вируса. В любом случае оба исследования были компактными и не дают однозначных ответов.

Если окажется, что африканский вирус так же опасен, как его малюют, много ли времени потребуется для модернизации вакцины, рассуждает ведущий научный редактор портала Vrachu.ru, заслуженный врач России Михаил Каган.

Михаил Каган ведущий научный редактор портала Vrachu.ru, заслуженный врач России «Сам факт создания видоизмененной вакцины наиболее прост в тех вакцинах, которые выпилены на самых современных платформах. То есть это мРНК-вакцины, такие как Pfizer и Moderna, и вакцины на основе аденовируса, как наш «Спутник V» и AstraZeneca на Западе. Это может быть намного сложнее с цельновирусными вакцинами, которые делает Чумаковский центр, и может быть сложнее с субъединичными вакцинами, которые выполняет новосибирский «Вектор». Но в целом это возможно. Поэтому речь о том, что все-таки надо продолжать прививать, успевать по темпам за меняющимся вирусом и за тем, что более контагиозные штаммы могут привести к большей скорости развития эпидемии».

Меньше всего известно о бразильском варианте коронавируса, который первоначально обнаружили у нескольких пассажиров по прилете в Японию. Одна из его мутаций совпадает с изменениями в британском и африканском вирусах — а значит, он может быть столь же заразным, но это лишь гипотеза. Тем не менее в ряде регионов Бразилии исследования еще весной показали достижение стадного иммунитета — а теперь там снова подскочила заболеваемость.

Как бы там ни было, появление новых вариантов COVID-19 говорит об одном: чем быстрее человечество победит пандемию, тем меньше у и без того не безобидного вируса будет шансов превратиться во что-то более опасное.