«Коммерсантъ»: нефтекомпании предлагают изменить демпфер, чтобы сдержать рост оптовых цен на топливо
Нефтяники на совещании у Александра Новака попросят увеличить компенсации из бюджета в рамках демпфирующего механизма. Минфин против изменений
Читать на полной версииВице-премьер Александр Новак 28 января проведет совещание с нефтяниками, ФАС и Минэнерго по ситуации на рынке топлива. Как отмечает ТАСС, оптовые цены на бензин достигли максимального уровня для января с 2018 года. С 1 января оптовая цена на 92-й бензин выросла на 6,6%, на 95-й — почти на 6%.
Нефтекомпании на совещании попросят правительство увеличить компенсации из бюджета в рамках демпфирующего механизма, чтобы сдержать рост оптовых цен на топливо, пишет «Коммерсантъ». Будет предложено уменьшить индексацию индикативной цены в формуле демпфера, от которой напрямую зависит величина субсидии для НПЗ, что поможет им сократить убытки заводов и увеличить их загрузку.
Минфин, для которого такие изменения грозят потерей 70 млрд рублей в год, выступает против, отмечает газета. При этом за 2020 год нефтяные компании в рамках демпфера дали бюджету страны около 400 млрд рублей.
Какими могут быть результаты совещания, комментирует гендиректор ЗАО «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев.
Ситуация для независимых АЗС по-прежнему остается критической, они на грани выживания, говорит руководитель сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина.
Екатерина Савкина руководитель сети АЗС GP Vympel в Саратове «Чем дольше затягивается плохая ситуация, тем это хуже для бизнеса, потому что мы сейчас живем не по средствам. Что касается выхода из ситуации, к сожалению, не обладаю достаточными данными, чтобы что-то предлагать, но я знаю одно: нужно увеличить количество топлива, тогда рыночные механизмы снизят цены на топливо. А как увеличить топливо? Я не производственник, это, наверное, Минэнерго виднее. Закупочная цена продолжает отрастать. Разнонаправленные тенденции: есть мелкий опт на местах, и он еще вырос, есть биржа, там каждый день разные тенденции. Она может снижаться, может подниматься, но в любом случае вне зависимости от колебаний биржевого дня они все равно высокие для этой розничной цены. Наверное, надо просто переориентировать экспортные потоки, импорт никто не отменял. Я думаю, что инструментов достаточно. У нас капиталоемкий бизнес. Если мы на бирже покупаем товар, у нас сделка 30 календарных дней, ее еще могут продлевать. Соответственно, мы вынуждены кредитоваться в банках на оборотные нужды и вносим предоплату за поставку товара. Поэтому сейчас, по сути, мы просто проедаем свой оборотный капитал и доходы предыдущих периодов».
Демпферный механизм был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Его суть в том, что если экспортная цена топлива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри страны. А если внутренние цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли.