Полиция задержала целый дом тиктокеров
Восемнадцатилетний блогер Константин Лакеев и десять его творческих партнеров допрошены в связи с событиями 23 января. Тем временем в Общественной палате предложили ввести обязательную идентификацию несовершеннолетних в соцсетях и создать для них специальные детские сим-карты
Читать на полной версииОбновлено в 23:14
Эдакое «дело тиктокеров» может стать знаковым расследованием в отношении участников несогласованных акций 23 января. Константина Лакеева, более известного как Костя Киевский, задержали в ночь на среду, за несколько дней до его 19-летия.
По версии следствия, блогер участвовал в нападении на автомобиль с номерами АМР на Цветном бульваре. Полиция провела задержание прямо в так называемом TikTok-доме — обычно это арендованный коттедж, где группа живет и снимает ролики для своих соцсетей.
По данным ТАСС, вместе с Лакеевым в отделение были доставлены десять его коллег-криэйторов. Адвокат блогера сообщил, что ему предъявлены обвинения по двум стаям УК РФ по делу о нападении на машину ФСБ.
У Кости Киевского более 800 тысяч подписчиков. О том, сколько денег приносит такая аудитория, рассказывает основатель и креативный директор агентства Players Василий Ящук.
Василий Ящукоснователь и креативный директор агентства Players «Этот блогер некрупный, поэтому стоимость рекламного размещения у него будет где-то в размере 30-55 тысяч рублей. То есть его нельзя отнести к разряду мегазвезд, скорее он один из начинающих, который хочет обрести популярность. Кстати, забавный и примечательный факт, что в презентации TikTok-дома Good People у них отдельно выделяется сообщение, как ответственность за то, что они несут в массы. К своему продвижению они привлекают экспертов и говорят, что отличаются от прочих TikTok-домов именно тем, что задумываются о контенте, который будет публиковаться и доноситься до молодой аудитории».
При этом контент в аккаунте Лакеева максимально аполитичный. Основной формат можно охарактеризовать как юмористические скетчи — критик назовет их инфантильными. Например, в одном из роликов тиктокер постоянно падает и бьется обо все головой под музыку, а в другом его «мать», которую сыграл другой подросток мужского пола, застает Лакеева в душе с мальчиком.
На следующий день после задержания Лакеева в YouTube-канале Следственного комитета появилось видео, на котором тиктокер приносит извинения «полицейским и госслужащим» и обещает, что «больше такого 100% не повторится». По данным «Интерфакса», следствие будет ходатайствовать об аресте Лакеева. Его будет защищать адвокат от «ОВД-Инфо».
Тем временем на TikTok и другие соцсети началось и системное наступление. Как сообщает РИА Новости, главу представительства TikTok в России Сергея Соколова вызвали «на беседу» в Госдуму — причем приглашение поступило от комиссии по расследованию вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.
Одновременно председатель комиссии Общественной палаты по защите семьи Сергей Рыбальченко предложил обязать соцсети разделять пользователей по возрасту, поскольку среди детей «распространяется взрослый контент». Отдельно Рыбальченко упомянул о неких «сим-картах для детей», но конкретных механизмов создания такой системы не предложил — хотя вопросов много. Например, означает ли это, что соцсети, в том числе иностранные, будут иметь доступ к базе телефонных номеров всех детей России? Реалистичность планов оценивает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский.
Алексей Раевский генеральный директор компании Zecurion «Инициатива, на мой взгляд, абсолютно непродуманная и непроработанная. В принципе, с технической точки зрения можно реализовать все что угодно. Но помимо технической точки зрения есть еще и другие: административные, организационные, финансовые. Например, перед тем, как предлагать такую инициативу, надо задуматься о том, во что выльется ее реализация, кто за это будет платить. И вместо того, чтобы заниматься такой ситуативной реакцией, лучше, кончено, посвятить время и усилия более планомерной работе с молодежью и подрастающим поколением. Потому что запретные меры здесь не помогут, то есть здесь нет никакой продуманной политики и никакого системного подхода, и это, конечно, грустно».
Отдельно стоит отметить, что борьба с участием детей в несогласованных акциях и наступление на молодежные соцсети в целом — не вполне обоснованная инициатива. По подсчетам социологов из РАНХиГС и ВШЭ, лишь 4% участников субботних акций были несовершеннолетними. Самыми многочисленными были протестующие в возрасте от 25 до 35 лет. Как рассказывали нам родители московских школьников, многие российские подростки впервые столкнулись с политикой именно в связи с событиями 23 января.