TikTok как «логово российской оппозиции»
Именно такая репутация закрепилась за соцсетью после несогласованных акций в минувшую субботу. Так ли страшен TikTok, как его малюют?
Читать на полной версии«Наибольшая активность» агитаторов и все новые призывы к участию в демонстрациях, направленные в том числе на детскую аудиторию, наблюдаются именно в TikTok — по крайней мере, так утверждалось в пятничном пресс-релизе Роскомнадзора.
Тематические хештеги, приуроченные к аресту Алексея Навального, действительно имеют огромную популярность — опубликованные под ними видео суммарно набрали уже почти 400 млн просмотров. А видео с хештегом, состоящим из фамилии политика, суммарно посмотрели 1,5 млрд раз. Хотя у хештега #Путин просмотров все-таки больше — почти 4 млрд.
Получается, буквально за месяц TikTok превратился из детской игрушки в цифровой самиздат? Отнюдь нет. Нельзя забывать про главную функцию TikTok — адаптивную ленту, которая подстраивается под каждого пользователя. Если создать в соцсети свежий аккаунт, поначалу вам будут показывать некую сборную солянку условно общего контента — танцы, тачки, рецепты, стройные юноши и девушки. Но как только человек начинает лайкать или, наоборот, пролистывать менее интересные ему видео, нейросеть учится — и лента меняется до неузнаваемости.
Ради эксперимента я создал пустой аккаунт и долгое время вообще не видел политических тиктоков. Как только мне предложили первый, я его лайкнул — и они стали периодически появляться. А спустя буквально пару десятков лайков под видео о демонстрациях мне стали предлагать исключительно такие ролики; от кулинарии и хореографии не осталось и следа. Поэтому TikTok — это в каком-то смысле зеркало души. Оппозиционный контент здесь никому не навязывают.
Более того, в рекомендациях платформы политические темы вообще отсутствуют. В понедельник в топ страницы «Интересное» был помещен хештег #техновости со сравнительно скромным охватом в 12 млн просмотров. В первой сотне рекомендованных хештегов присутствуют #вкусныйянварь, #новогоднееволшебство и #читаюмандельштама, а политики нет вообще.
Тем не менее даже без поддержки со стороны платформы популярности оппозиционным тиктокам не занимать. Главный гимн новых протестов — песня «Тараканы» PALC & F3RCTAK. Ею сопровождают видео задержаний и столкновений с полицией.
Обстановка в оппозиционных лентах TikTok следующая. Обсудив в воскресенье численность демонстраций и действия правоохранителей, пользователи принялись призывать на следующую несогласованную акцию. Есть даже признаки информационных операций — часть пользователей, обычно это аккаунты-пустышки, ошибочно называют дату мероприятия.
Хотя подавляющему большинству российских пользователей соцсети вряд ли интересна политика. Например, у хештега #Россия суммарно более 12 млрд просмотров — почти в десять раз больше, чем у видео с оппозиционными хештегами.
К слову, на этой неделе TikTok появился и у Business FM.