Производители картофеля предложили ретейлерам снизить требования для своей продукции и ввести в ассортимент товары экономкласса, сообщает «Коммерсантъ». Подобные идеи есть и у других фермеров. Это произошло на фоне предложения Минсельхоза ввести предельные цены на некоторые продукты питания.

Картофель должен быть 40 миллиметров в диаметре — таковы стандарты ретейла, объясняет председатель СПК «Агрофирма «Элитный Картофель» в Раменском районе Подмосковья Владимир Акатьев. Если картошка мельче, то сети ее уже не берут, и такой урожай приходится по бросовым ценам продавать на корм скоту, отмечает предприниматель.

Владимир Акатьев председатель СПК «Агрофирма «Элитный Картофель» «Картофель, который вполне мог бы быть продовольственным, используется как фуражный, это процентов 20 от валового объема. Какая разница? Картофель почистил — и все, вкус не меняется его. Даже некоторым больше нравится картофель меньших размеров. Он не совсем уж мелкий, он чуть меньше куриного яйца, и вполне пригодный для использования для продовольствия, для людей».

Сейчас фермеры предлагают торговым сетям все-таки брать мелкий картофель. И продавать его как экономкласс. Стоить он будет на 15-20% дешевле. Покупатели смогут сэкономить, ретейлеры заработать. Последние пока думают, рассказали Business FM в Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ. Они все-таки лучше знают своих покупателей, а те не любят двух крайностей: и слишком крупную, и слишком мелкую картошку неудобно чистить.

Впрочем, у некоторых фермеров есть собственный опыт продаж овощей, которые не принимают сети. Директор подмосковного тепличного комбината ООО «Агрокультура Групп» Анатолий Чуп приводит в пример свой магазин:

Анатолий Чуп директор тепличного комбината ООО «Агрокультура Групп» «Четыре года работает этот магазин, и там постоянно очереди людей, потому что цена намного ниже, качество не теряется, оно одинаковое что в ровном огурце правильной цилиндрической формы, что в биологически изогнутом по каким-то причинам. А весь урожай не может быть на 100% именно таким, каким хочет сеть, поэтому это очень интересная тема».

В Плодоовощном союзе «Газете.Ru» заявили: то, что фермеры придумали насчет картошки — можно распространить и на огурцы. Если картошка экономкласса мелкая, то огурцы из нижнего сегмента будут кривыми. Правда, не все эту мысль разделяют. Например, руководитель псковского крестьянского хозяйства «Прометей» Александр Конашенков говорит, что если в теплицах выращивать овощи правильно, то кривых огурцов быть не должно. А если они все-таки есть, значит плохо соблюдали технологию. И у хорошего фермера огурцы прямые, иначе он может разориться, сказал предприниматель в беседе с Business FM:

— Объясняю: у производителя, если он нормально все производит, нет никаких кривых огурцов. Если они производятся с нарушением технологий: нехватка воды, где-то нехватка азота, то они получаются несимметричными — один бок толще, другой тоньше. И это ущерб производителю, понимаете. Ни один производитель не делает огурцы кривыми.

— А они не могут так же, как мелкая картошка, продаваться как экономкласс?

— Дело в том, что никто их не поставляет такими. Нельзя это делать. Если это все прошло, значит сразу можно стать банкротом, это же сельское хозяйство, один пролет в сезон — и все. Нет такого, как кривые огурцы.

С другой стороны, в регионах, да и в московских магазинах экономкласса уже можно найти и мелкую картошку, и кривые огурцы на соседней полке с немытой и кривой морковью. И цены на них ниже, чем на откалиброванные овощи. И если оглянуться на десять лет назад, то, как заметили сами производители, инфляция выросла больше, чем на 90%, а картофель подорожал всего на 11%. Так что цены и сейчас ниже, чем они могли бы быть.

Просто сейчас на фоне того, что власти озаботились ростом стоимости продуктов, появился и хороший момент для разных подобных идей. На подсолнечное масло и сахар уже ввели предельные цены. Сейчас в Минсельхозе предлагают сделать то же самое для макарон, яиц и картофеля. Поэтому продажа мелкой картошки, кривых огурцов, вялых кабачков или еще чего-нибудь по сниженным ценам может стать для производителей элегантным выходом из ситуации.