«Коммерсантъ»: правительство может установить предельные цены на зерно и макароны
Минсельхоз не устраивает, что фермеры сдерживают продажи зерна в ожидании дальнейшего роста цен. Пока ведомство рекомендовало регионам самим договориться с производителями о сдерживании цен на продукты
Читать на полной версииВслед за установлением предельных цен на сахар и подсолнечное масло в правительстве задумались о регулировании стоимости зерна и макаронных изделий, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на заявление замглавы Минсельхоза Оксаны Лут на заседании оперштаба по ситуации в АПК и на продовольственном рынке.
Минсельхоз не устраивает, что производители сдерживают продажи зерна в ожидании дальнейшего роста цен. За первую рабочую неделю наступившего года средние цены на пшеницу выросли на 3,5% и достигли 15 520 рублей за тонну, сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на «Совэкон». За этот же период макароны подорожали на 8%. Пока Минсельхоз рекомендовал регионам самим договориться с производителями о сдерживании цен на продукты, включая макароны, яйца и картофель.
Ограничение в виде предельной цены будет невыгодно как для потребителя, так и для бизнеса, говорит генеральный директор консалтинговой компании The Orchestra Дина Григолая.
— Наверное, кроме перспективы плохой рисковой истории дефицита, вряд ли что-то можно предположить. Потому что, скорее всего, любое ограничение в экономическом смысле будет загонять производителей и поставщиков в ситуацию поиска ниш либо менее качественного товара, либо уменьшения его объема поставки. Вероятнее всего, это временная, очень условная и не особо эффективная мера. Я полагаю, что с этим и связан первичный призыв просто договориться на отраслевом уровне между производителем и поставщиками.
— Почему произошло подорожание?
— Глобально этот год, насколько становится понятным из дискуссий вокруг этого рынка, достаточно неплохой с точки зрения возможности экспорта. Внешние рынки готовы покупать — и по определенной, довольно высокой цене. В этом случае на один и тот же товар, как вы понимаете, претендуют две стороны: внешняя и внутренняя. В ситуации, когда ты можешь на экспорт продать, сложно, наверное, предполагать, что ты проявишь гуманность в бизнесе и развернешь этот поток на внутренний рынок по более низкой цене.
Планы правительства установить предельную цену на зерно вызывают удивление у президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского. По его мнению, производители зерна тут ни при чем.
Аркадий Злочевский президент Российского зернового союза «Зерно не является продуктом, которое население потребляет, и население не может выиграть. Даже если это как-то сработает, скажется на ценах на зерно, то это все равно не может никак положить дополнительных денег в карман потребителя. Страна не получит ничего, население ничего не получит. Чиновники отчитаются, галочки поставят о том, что поручение выполнено, меры приняты, все. Чем вызван спрос? На мировом рынке цены растут, там с точки зрения баланса все хорошо, зерна достаточно. Это мы провоцируем нашими действиями рост мировых цен, вводя ограничения на экспорт: мы пугаем потребителей, и они начинают активизировать закупки в этих условиях, спрос, получается, превышает предложение, вот вам и рост цен».
В начале декабря президент Владимир Путин раскритиковал доклад главы Минэкономразвития Максима Решетникова, в котором тот доложил о постоянном мониторинге цен на продукты. Глава государства обратил внимание министра на высокие цены на сахар, подсолнечное масло и макаронные изделия.
В декабре предельная цена была установлена на сахар (45 рублей за килограмм) и масло (110 рублей за литр). В Кремле оценивают эту меру как эффективную, заявил 21 января пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.