Чиновников предлагают не наказывать за некоторые коррупционные нарушения
Такое может произойти, если антикоррупционные нормы не были соблюдены по не зависящим от человека обстоятельствам, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на проект поправок. Как все это согласуется с законодательством и какие может иметь последствия?
Читать на полной версииПравительство разработало законопроект об условиях освобождения чиновников, депутатов, судей и других представителей власти от ответственности за коррупционные нарушения, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на проект поправок. Это станет возможно, если антикоррупционные ограничения были нарушены по не зависящим от человека обстоятельствам.
Такими обстоятельствами, в частности, могут быть: стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами, в том числе иностранными, говорится в документе.
Как все это согласуется с антикоррупционным законодательством и какие может иметь последствия? Поясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Я лично ничего ужасного в этих поправках не вижу. Прежде всего нужно всех успокоить, что они все-таки не распространяются на уголовное право, то есть на преступления с коррупционной составляющей. Распространяются на случаи, когда чиновник, допустим, не вовремя подал декларацию о своем имуществе либо какой-нибудь глава сельского поселения принял на работу с нарушением конфликта интересов какого-то родственника, например, во время стихийного бедствия исключительно в целях борьбы с лесным пожаром. Действительно, наверное, могут существовать те случаи, когда чиновник не может вовремя отчитаться о своем имуществе, потому что пандемия и целые регионы в России закрыты для перелетов. Поэтому и надо ему дать некий шанс, что после того, как закончится стихийное бедствие, он устранит все недостатки, исправит документы и подаст уточненные сведения. То есть выглядит все красиво, но, конечно же, правы те, кто говорят, что, мягко скажем, норма избыточна, так же, как правы те мои коллеги, которые считают, что по большому счету норма очень непонятна. Потому что перечень случаев, когда чиновник нарушил антикоррупционное законодательство, не совершив при этом преступление, такой обширный, что может всегда появиться соблазн с помощью этого закона, что называется, находить лазейки».
Партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Руслан Долотов в числе тех, кто считает данные поправки излишними, а количество нарушений, которые они фактически «отменяют», — ничтожным:
Руслан Долотов партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» «Данный законопроект не принесет никаких кардинальных изменений в уже существующее правовое регулирование. Такие случаи единичны, и комиссии по соблюдению требований служебного поведения, когда их рассматривают, как правило, принимают решение в пользу чиновников, потому что урегулирование конфликта интересов — это всегда оценочная ситуация: есть конфликт интересов, нет конфликта интересов и достаточные ли меры принял чиновник. Не думаю, что принятие такого закона повлечет за собой чрезмерные злоупотребления со стороны чиновников. Но существование такой нормы дает дополнительную гарантию безопасности для законопослушных чиновников, которые по объективным обстоятельствам не смогли выполнить те или иные требования антикоррупционного законодательства, и лишает работодателя дополнительных поводов избавиться от неугодного чиновника под предлогом несоблюдения им тех или иных требований антикоррупционного законодательства. Поэтому это довольно проходная техническая норма, я не вижу в ней никаких скрытых опасностей, которые чрезмерно увеличивают риски возрастания коррупционных практик».
Сегодня данный правительственный законопроект должен утвердить к рассмотрению Совет Госдумы. Первое чтение документа планируется провести в марте.