Тринадцать трлн рублей, которые россияне, как «физики» так и «юрики», хранят в иностранных банках: много это или мало? Только физические лица хранят в родных российских банках больше 30 трлн, то есть почти в 2,5 раза больше, чем в иностранных банках.

Нельзя сравнить, стало ли больше российских денег за границей. Данные, которые привела ФНС, это плод автоматического обмена информацией между Россией и другими странами, который, по сути, только заработал. 13 трлн — это информация за позапрошлый год. И примерно 90% из данных о средствах на иностранных счетах — это легальные деньги, о которых россияне отчитались, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Наибольшая часть из этих триллионов — это деньги легитимные, то есть те, о которых налоговая наша и так знает. Если вы физлицо, вы обязаны у нас декларировать и заграничные счета и по ним отчитываться раз в год. Если это ваши зарубежные компании, их точно так же нужно декларировать, так же раз в год отчитываться. Поэтому, думаю, из этих триллионов подавляющее большинство денег для нашей налоговой не новость. В какой-то степени, видимо, можно порадоваться, что у россиян хотя бы за границей деньги есть».

Вряд ли 13 трлн можно назвать выводом средств. А вот те, кто действительно выводит деньги за границу, в эту базу, как правило, не попадают. Россия обменивается налоговой информацией только ориентировочно со 100 странами. А в мире примерно в два раза больше государств. И даже если не брать страны третьего мира, то, например, в нашу ФНС пока не поступает информация из США и Великобритании.

Точно так же, как иностранные налоговые не обмениваются с нашей ФНС данными о счетах россиян, которые сменили налоговое резидентство. Они для налоговиков другой страны считаются своими, соответственно, информация о таких бенефициарах в Россию не приходит. Комментирует руководитель юридического и налогового департамента UFG Wealth Management Николай Варгасов.

Николай Варгасов руководитель юридического и налогового департамента UFG Wealth Management «Если гражданин России постоянно проживает в другой стране, например, на Кипре или на Мальте, то в системе автоматического обмена информации он будет классифицирован как мальтийский или кипрский резидент, и информация должна отправляться именно в эти страны, а не в Россию. Иных вариантов для того, чтобы уйти от внимания системы автоматического обмена, их очень мало».

13 трлн — это деньги не только физлиц, но и компаний. Из чего можно сделать вывод, что в эту сумму включены средства наших экспортеров, импортеров, то есть всех, кто ведет экономическую деятельность за границей. Причем совершенно не факт, что деньги лежат в иностранных банках мертвым грузом, в копилке. Это вполне могут быть оборотные средства, которые сегодня в зарубежном банке, завтра они уходят в российский, а послезавтра на них закупается оборудование или платятся зарплаты.

Если это официально задекларированные деньги, то их владельцы явно не боятся экспроприации, которую зарубежные страны могут провести под видом борьбы с грязными финансами с российским следом. Это скорее относится к тем капиталам, которые в официальную статистику не попадают. Их размер неизвестен. А официальные 13 трлн — сумма, на которую в принципе можно и не обращать особого внимания.