Кейс Мордашова: как бизнесмены относятся к «воспитанию армией»
Миллиардер Алексей Мордашов отправил сына в армию после того, как парня отчислили из Высшей школы экономики. Business FM узнала у известных бизнесменов, как они относятся к подобным мерам воспитания
Читать на полной версииСын миллиардера Алексея Мордашова Никита ушел в армию после того, как летом прошлого года его отчислили из Высшей школы экономики, сообщает Forbes со ссылкой на источник. «Отец сказал ему: «Ну, тогда иди служить», — рассказал изданию знакомый Никиты Мордашова.
Никита Мордашов учился в ВШЭ год по программе, позволяющей после первого курса в Вышке перейти на первый курс Лондонского университета. Он был студентом платного отделения факультета мировой политики и мировой экономики по специальности «публичная политика и социальные науки». Стоимость обучения там в этом году — 770 тысяч рублей в год.
По данным рейтинга на сайте Вышки, к сдаче летней сессии Никита Мордашов подошел в числе худших студентов курса: у него было всего 2,6 балла из десяти возможных. Где именно будет служить Мордашов-младший, информации нет. Представители миллиардера и Высшей школы экономики ситуацию не комментируют.
Business FM спросила известных бизнесменов, считают ли они такой способ воспитания армией действенной мерой и идут ли их дети служить.
«У человека должна быть своя жизнь, вот он ее захочет угробить — он ее угробит, и никакая армия ему не поможет», — считает основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.
Михаил Гончаров основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» «Я не очень верю в возможные воспитательные меры, если честно. Всегда относился к детям и знаменитостей, и политиков как к совершенно случайным людям, оказавшимся просто в этой семье. Никакой наследственности в принципе быть не может. То есть этот человек, условно, к Мордашову никакого отношения не имеет. У него должна быть своя жизнь, вот он ее захочет угробить — он ее угробит, и никакая армия ему не поможет. Можно что-то говорить, увещевать, но вся практика мировая и история показывают, что это решение самого человека, то есть эти все уговоры практически никогда не работают. В принципе я не исключаю варианта, что человек может взяться за ум, такие случаи были, но это он должен взяться за ум, а не папа его что-то заставить или научить может, это только решение самого человека».
Комментирует управляющий директор бренда Porsche компании «Автодом» Дмитрий Баранов.
Дмитрий Баранов управляющий директор бренда Porsche компании «Автодом» «Нет никаких возражений против вообще армейской службы. Мы шли, и мы служили все, и армия была другой, и время было другое. Сейчас намного все упростилось, и, конечно же, таких лишений или тягот армейская служба не принесет. В другой позиции, как отца, у меня сейчас растет сын, я тоже задумываюсь уже, какое мое будет решение по поводу его службы в армии. Все-таки я склоняюсь к тому, что я не буду препятствовать, если он пойдет в армию, если это будет решение, если у него будет пауза во времени, если он не захочет учиться. С точки зрения использовать армию как воспитательный элемент, мне кажется, это достаточно пренебрежительное отношение к нашей армии, что мы туда отправляем несостоявшихся сыновей, чтобы из них что-то сделали. Просто это не армия должна делать, а мы должны делать, поэтому Алексея Мордашова я полностью поддерживаю, его решение, то, что он не спасает, не обеспечивает, не закидывает сына, условно, деньгами, статусом, а просто отправляет его формироваться самому как мужчине — наверное, армия в этом поможет».
Дети Мордашова, Кирилл и Никита, в 2019 году стали совладельцами отцовского бизнеса. Бизнесмен передал сыновьям свою долю — 25% — в туроператоре Tui, а в сентябре — 65% акций золотодобывающей компании Nordgold. Передача активов, по словам представителя Мордашова, понадобилась, чтобы сыновья могли войти в курс дела и получить опыт в сфере управления портфелем активов.
Алексей Мордашов и его семья занимают четвертую строчку в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Их состояние в прошлом году оценивалось в 16,8 млрд долларов. Всего у совладельца «Северстали» семеро детей. Младшая дочь миллиардера родилась прошлым летом.