Пожары начались вскоре после Нового года и одновременно охватили значительную территорию Абхазии, в частности Гальский, Очамчырский, Гулрыпшский, Гудаутский и Гагрский районы.

В последние недели в Абхазии установилась аномально сухая и теплая погода, но все же в январе этого недостаточно для возникновения лесных пожаров. И поскольку огонь почти синхронно проявлялся в разных местах, сомнений в том, что речь идет о поджогах, почти нет. Вопрос лишь в том, кто и зачем это делал. Пошли слухи о том, что работали диверсанты, но все же объяснение наверняка куда более простое, считает абхазcкий общественный деятель, историк, журналист Роин Агрба.

Роин Агрбаобщественный деятель, историк, журналист «Бытует мнение в обществе, что это похоже на диверсию. По-моему, здесь элементарная халатность. Дело в том, что аграрники в это время готовят свои участки для посевов. Именно там, где посевные населенные пункты, там, где дачные участки, не произошло возгорание. Удивительно, что в Гудаутском районе почти не обнаружены серьезные пожары. Было несколько очагов, где население быстро отреагировало и пожары были потушены».

По словам Роина Агрбы, больше всего пострадали реликтовые сосновые леса вдоль побережья от российской границы вплоть до Гагры. Именно эта часть Абхазии наиболее популярна среди российских туристов, которые ненадолго приезжают сюда весной, в частности на майские праздники. На туристических направлениях ущерб от пожаров сказаться не может, заверила Business FM журналист абхазского телеканала «Абаза ТВ» Элеонора Гилоян.

Элеонора Гилоян журналист абхазского телеканала «Абаза ТВ» «Ущерб от наших лесных пожаров не может сказаться на туристических направлениях, потому что территории, которые подвержены огню, находились в труднодоступных местах. Спасатели делали все, что могли, но технической возможности потушить именно горные пожары у нас не было. Главная миссия, которую сотрудники МЧС выполняли, — они не давали огню подступиться к жилым домам. То есть ничего не уничтожено из памятников архитектуры, культуры, огонь нанес увечья только жителям леса. Пожары были потушены естественным образом — один природный катаклизм убрал другой».

Кто бы что ни говорил, но никаких действий пожарных вообще не было видно, уверена очевидец пожаров, жительница Сочи Вероника Эссен.

«Горело все четыре дня, пока мы там были. Горело страшно. Несколько суток, пока мы были там, огонь горел и двигался ниже. Прогорали достаточно большие участки, были видны большие столбы дыма. Ночью это вообще жуткое зрелище: ярко-красный огонь, языки пламени. Ни разу за все это время я не видела там пожарных, которые бы что-либо тушили, а местные жители ходят как ни в чем не бывало или не подают признаков какого-либо беспокойства по этому поводу».

Как сообщило издание «Кавказский узел», когда 7 января абхазские власти сообщили о готовности эвакуировать население Гагры, помощь в тушении пожаров предложила Грузия. На что секретарь Совбеза Абхазии Сергей Шамба ответил, что обстановка находится под контролем спасателей и помощь не требуется. К вечеру воскресенья, 10 января, в регионе начались дожди, которые продолжаются до сих пор.