Трагедия случилась 8 января в 25 километрах от Норильска. Единственное место, где горнолыжники города могут покататься, — база «Гора Отдельная». Два здания спорткомплекса, подъемник и семь трасс. Вокруг — частные домики для отдыха. Чаще это оборудованные контейнеры для грузоперевозок — прочные, непрошибаемые.

Такой был и у семьи Поповых, но он сгорел, и глава семейства Влад, рабочий «Норникеля», иногда подрабатывающий на базе, построил новый уже из бруса, да еще выше всех по склону. Его-то дому и досталось больше всего — он буквально разлетелся. Всего пострадало более десяти домов, но их постояльцы остались живы. Выжил и старший сын Попова, потеряв родителей и маленького брата.

Местные говорят, что лавин в здешних местах не было несколько лет и были они всегда в марте или апреле, но уж точно не в январе. Но этой зимой выпало аномальное даже для Севера количество снега — в несколько раз больше, чем обычно. Да еще из-за потепления нарос лед, вот все и обрушилось.

В МЧС утверждают, что прогноз о лавиноопасности был еще 30 декабря, но по каким-то причинам дежурный не включил его в оперативную сводку, и до властей города и населения сообщение не дошло, а значит, никто не принял меры. Оперативный дежурный задержан, его подозревают в халатности. Однако журналист из Норильска, администратор групп в соцсетях «Норильчане» Игорь Клюшин считает, что нельзя всю вину свалить на одного.

Игорь Клюшин журналист из Норильска, администратор групп в соцсетях «Норильчане» «Это очередной найденный стрелочник. Ситуация повторяется на 100% точно так же, как было после разлива топлива, тогда тоже арестовали начальника котлотурбинного цеха, по-моему, мастера, все низовое звено задержали, потом, насколько я знаю, отпустили. Бьют по самым слабым, по самым незащищенным, но при этом не задают почему-то вопрос. В Норильске была лавинная служба в свое время, сейчас ее нет. Само взаимодействие того же МЧС с городскими службами, насколько я понимаю, не совсем отлажено. Разослать, допустим, СМС гражданам и предупредить о лавинной опасности местные власти не могут, все это должно идти или через Москву, или через Новосибирск».

Лавинные прогнозы строятся на основе метеоданных. На склонах устанавливаются автоматические станции и контрольные метеоплощадки. Наблюдение за состоянием снега и другими параметрами — ветер, осадки — ведется круглосуточно. На всех крупных горнолыжных курортах есть защита склонов от лавин. Она бывает пассивная — снегоудерживающие сети, противолавинные дамбы, и активная — система Gazex, или кислородно-углеводородные пушки, которые применяют, когда на склонах скапливается достаточное количество снега, рассказал Business FM метеоролог лавинной службы курорта Красная Поляна Максим Панков.

Максим Панков метеоролог лавинной службы курорта Красная Поляна «Если вы ждете, пока снег накопится и сам сойдет, он сходит максимально большим объемом. Соответственно, мы стараемся до этого не доводить. И здесь надо найти такую золотую середину: если ты рано будешь стрелять из этих пушек, то, соответственно, снега сойдет мало и он опять накопится в течение снегопада; если поздно, то лавина может уже сойти либо она сойдет большим объемом. Поэтому здесь такая тонкая грань, когда специалисты определяют точно, когда снег находится в таком пограничном состоянии, уже готовый сойти, тогда мы и стреляем. Лавина проходит по лавинному кулуару и может в самом низу разрушить какое-то здание. Внизу, например, противолавинную систему ставить очень проблематично, но зато можно поставить стационарную лавиноотводящую дамбу, и она будет отклонять лавину от курса в более безопасную зону».

Норильчане говорят также, что неподалеку от базы «Гора Отдельная» находится шахта рудника «Маяк». Два-три раза в день там проводят подземные взрывы, и лавина сошла как раз после очередного. Правда, работы в шахте ведутся уже много лет, и ничего подобного не происходило раньше. Так что сход лавины может быть просто трагичным совпадением.