Уильяму Бернсу 64 года, и больше половины своей жизни он прослужил в различных дипломатических структурах США. Сын военнослужащего, родившийся в госпитале гарнизона Форт-Брэгг, получил бакалавра истории в Пенсильвании, а затем степени магистра и кандидата наук в области международных отношений в Оксфордском университете.

В 1982 году он устроился на работу в Госдепартамент и 33 года, до конца 2014-го, строил дипломатическую карьеру. За это время Бернс успел один день пробыть исполняющим обязанности главы Госдепартамента, три года прослужить замглавы ведомства и побывать послом в Иордании и в России — с 2005-го по 2008 год, при Буше-младшем.

Как рассказал два года назад сам дипломат, одно мероприятие в Кремле ему особенно запомнилось:

«Я четко помню свою первую встречу с Владимиром Путиным в 2005 году. Не успел я открыть рот и вручить ему верительные грамоты, как он сказал следующее: «Вам, американцам, нужно больше слушать. Все больше не может быть только по-вашему. Мы можем эффективно сотрудничать, но не только на ваших условиях». По моему опыту, это просто классический Путин. <…> Россию не нужно ни бояться, ни пренебрегать ей. Президент Обама однажды сказал, что Россия — региональная держава. Я тогда сразу подумал, что регион-то, черт побери, очень большой. 11 часовых зон поперек всей Евразии! И какими бы ни были стратегические ошибки Кремля, тактически там действовать умеют, что наглядно демонстрируют события на Украине и в Сирии».

За 33 года в Госдепартаменте Бернс зарекомендовал себя как надежную, но независимую фигуру. В 2002-м Бернс стал соавтором обращения к главе ведомства Колину Пауэллу о возможных последствиях вторжения в Ирак. В конце нулевых занимался подготовкой «перезагрузки» российско-американских отношений. А в 2013-м был организатором тайных переговоров с Ираном о ядерном соглашении.

Чем Бернс запомнился в Москве и чего ждать от него на новой должности, рассказывает американист Михаил Таратута.

Михаил Таратута американист«Он очень взвешенный и очень опытный дипломат, он не бросался из крайности в крайность и далеко не всегда был согласен со стратегической линией. В частности, он не считал правильным интегрировать Украину и Грузию в НАТО. Для меня несколько странно его назначение в ЦРУ, поскольку этот человек, как я понимаю, не был связан с этой организацией. Но тем не менее я думаю, что это, в общем-то, хороший знак, по крайней мере он не будет выдумывать всякие небылицы, как мне кажется, которыми славилось ЦРУ, скажем, при Обаме».

CNN связывает назначение Бернса на пост главы ЦРУ с желанием Байдена вернуть спецслужбе аполитичность после четырех лет Трампа. Как выразился сам Джо Байден, с таким человеком во главе ведомства «американцы смогут спать спокойно». FoxNews отзывается более сдержанно — в материале карьерному дипломату не дается никаких оценок.

Если учесть российский опыт Бернса, может ли его вероятное утверждение на посту директора ЦРУ как-то сказаться на отношениях США с Россией? Комментирует профессор, доктор политических наук Игорь Панарин.

Игорь Панарин профессор, доктор политических наук «Может, в плане просто личных каких-то контактов и так далее, но вряд ли. Сергей Евгеньевич — наш руководитель службы внешней разведки — примерно похожего типа, с моей точки зрения: интеллигентен, собран, сбалансирован. Поэтому в этом контексте просто личные взаимоотношения, которые по некоторым параметрам могут совпадать. То есть будет противоречие, но будут и какие-то темы для возможного взаимодействия. Тем не менее нужно искать точки соприкосновения».

В Москве выдвижение экс-посла США в России на пост директора Центрального разведывательного управления пока не комментировали. Утверждение Уильяма Бернса на должность будет проходить в Сенате США. Дата пока не назначена.