Умер Андрей Трубников. Он основал «Рецепты бабушки Агафьи» и Natura Siberica
Предприниматель скончался 7 января в своем доме. Трубников начал с производства средства для мытья посуды, потом перешел к косметике. Теперь его бренды продаются в Париже, Лондоне, Сингапуре, Токио и Стамбуле
Читать на полной версииОбновлено в 23:25
Создатель брендов Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» Андрей Трубников умер на 62-м году жизни. Его пресс-секретарь рассказал Business FM, что это случилось 7 января. Как сообщает телеграм-канал Mash, Андрея Трубникова нашли без сознания в собственном доме в Подмосковье. Ему стало плохо утром. Домработница вызвала скорую, но бизнесмен умер до прибытия врачей. Точная причина смерти станет известна после вскрытия.
Андрей Трубников родом из Ташкента, 12 лет учился в МГИМО и занимался бизнесом. До 1998 года он импортировал алкоголь, но в «черный август» компания разорилась.
Идею для нового бизнеса предложила жена предпринимателя. Однажды в процессе мытья посуды она спросила: «Почему мы покупаем дорогую жидкость для мытья посуды, когда можно сделать свое дешевое средство?». Трубников решил попробовать и на последние 5 тысяч долларов купил формулу геля в Институте бытовой химии. Вместе со своим партнером-сирийцем они продавали средство для мытья посуды «Волшебница». Первые партии замешивали и разливали сами по ночам, потом развозили на «Москвиче» по оптовым рынкам столицы.
Бренд «Рецепты бабушки Агафьи» запустился в 2002 году со знаменитым образом придуманного персонажа — «сибирской травницы Агафьи Тихоновны Ермаковой». Тогда маркетологи Procter & Gamble не поверили в бренд и говорили, что «нельзя продавать косметику для женщин с лицом старухи». Однако дело пошло, в том числе и благодаря ставке на низкий ценовой сегмент — косметика стоила почти вдвое дешевле, чем у конкурентов.
Спустя шесть лет появилась марка Natura Siberica, в 2012-м — одноименная розничная сеть. Сейчас в нее входят более 50 точек в России и за рубежом. А под брендом Organic Shop работают еще 39 магазинов. Natura Siberica — одна из самых знаменитых российских марок, известных за рубежом. Мыло, кремы и бальзамы из травяных сборов Хакасии продаются в Париже, Лондоне, Сингапуре, Токио и Стамбуле.
Андрей Трубников отмечал, что, создавая Natura Siberica, он хотел показать всему миру, что Россия — это не только водка и нефть, но и уникальная природа. «Я открыл Сибирь для других людей. Я открыл Россию совершенно с другой стороны. Не как нефтяную державу, которая трясет какими-то бомбами и ракетами. А как страну, где прекрасные леса, травы. Красота и прекрасные женщины», — говорил он в интервью программе «Теперь я босс».
По собственным данным компании, совокупная выручка производителя косметики и ретейлера в 2019 году составила 14 млрд рублей. Компаниями владеют Трубников и члены его семьи.
Помимо успешного бизнеса он известен еще своим эксцентричным стилем — странными кофтами и красными штанами. Не говоря уже о сумочке из настоящей сушеной жабы на груди. В ней предприниматель хранил «амулеты»: камень от нечистой силы, древний нефрит, которому 3000 лет, клык совы и зуб дочери. Творческий подход был и при создании новых продуктов бренда.
В 2018 году вышла книга «Бизнес против правил. Как Андрей Трубников создал Natura Siberica и захватил рынок органической косметики в России». Ее написал журналист Алексей Беляков. Он рассказал Business FM, что у Трубникова был довольно сложный характер, но при этом люди к нему тянулись. Беляков с Трубниковым продолжили общаться и после выхода книги. Поздравляли друг друга с праздниками. Но в это Рождество бизнесмен не отправил в ответ никакой смешной картинки из соцсетей, как делал это обычно, рассказывает Алексей Беляков:
Алексей Беляков журналист «Человек, который втягивает в свою орбиту, и вырваться ты уже не можешь. И я это тоже на себе испытывал, мы с ним ссорились, ругались — и вдруг однажды я иду по улице, звонит он и говорит: «Слушайте, а я тут подумал, а давайте-ка еще одну книгу напишем. У меня есть идея». И я понимаю, что идея классная. Я говорю: «Давайте». И он, мерзавец, сразу этим подкупал. Потому что он тебе не говорил: «Давай помиримся» — вот без этой ерунды. Вторая книга у нас осталась на уровне плана, набросков, но сейчас это уже никто никогда без него не сделает».
В апреле предприниматель говорил, что из-за ковид-ограничений, компания может навсегда закрыть треть своих торговых точек. А в начале июля заявлял о возможной продаже доли в бизнесе стратегическому инвестору, но только при условии сохранения за собой контрольного пакета.
Что теперь будет с его бизнесом — пока судить рано, считает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова:
Татьяна Пучкова председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации «Безусловно, его бизнес — явление на нашем российском рынке. Он первым так мощно вышел на зарубежные площадки, первым в России поднял очень интересные темы в массмаркете и первым развивал многие направления во многих категориях средств по уходу за лицом и кожей, за которые другие не брались. Российская косметика за рубежом приобрела свою популярность во многом благодаря Natura Siberica и «Бабушке Агафье». Несомненно, это для рынка потеря. Он, безусловно, был ядром, идеологом, главой. Вокруг него всегда создавалась концепция новых продуктов, в то же время он был организатором работы по созданию новых брендов. Трудно сейчас сказать, кто в компании его заменит, потому что с точки зрения организации бизнес-процессов компания всегда была самодостаточной, она не отдавала задачи на аутсорсинг, все они решались внутри. Мы будем очень надеяться, что бренды будут также процветать, как они процветали. Трудно оценить, насколько у компании сейчас хватит сил для того, чтобы быстро поддержать тот уровень, который Андрей задавал на рынке. С моей точки зрения, именно такие компании, где человек был сутью бизнеса, достаточно сложно продаваемы. Потому что нужно раскручивать, создавать что-то новое, кто будет создавать новое? Какая-то новая команда? А кто будет создавать эту команду? Для этого тоже нужны какие-то яркие личности. Несомненно, за яркой личностью Трубникова стояла и сильная команда, его исполнители, поэтому судить о том, насколько этот бизнес семья будет готова кому-то передавать или будет пытаться его развивать, мне кажется, пока еще рано».
В конце прошлого года бизнесмен перерегистрировал бренды Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» на свою фирму в Эстонии — Good Design. Он объяснил это тем, что его компания планирует сконцентрироваться на рынках Европы и США и из Эстонии будет проще управлять интеллектуальной собственностью.
Однако были и другие причины — в июле прошлого года суд в качестве обеспечительной меры арестовал бренды компании Natura Siberica по иску на 4,5 млрд рублей. В суд на бренд подала компания «Эн+ Рециклинг», входящая в структуру Олега Дерипаски. Андрей Трубников тогда говорил, что иск связан с пожаром на одном из заводов, арендованных у «Эн+». В группе Трубникова утверждали, что пожар случился не по их вине. Решения суда по претензиям «Эн+» пока не вынесено.
Но даже несмотря на пандемию и на судебные разбирательства, компания в отличной форме, и команда Трубникова в состоянии продолжить его дело, считает основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров:
Михаил Гончаров основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» «Силы бренда и задела прошлого хватит на много-много лет вперед. А найти, подобрать или в том числе поставить на верхнюю ступеньку кого-то из нынешних управленцев вполне можно, и бренд будет жить. То есть я как раз очень оптимистично смотрю. Даже такой гигант, как Apple, смотрите, тоже все были вдохновлены личностью Стива Джобса, но ничего не случилось, компания развивается, обороты растут, все замечательно. Я думаю, все будет хорошо у них».
В своем последнем интервью, которое Трубников дал Forbes 29 декабря 2020 года, он сказал, что не стал бы оставлять свое состояние детям. «Пусть сами зарабатывают. Зачем детей своих портить?» — сказал он. Бизнесмен указал, что его дети уже нашли себе дело по вкусу и зарабатывают сами. Но компанией Natura Siberica никто из них так и не заинтересовался.