Кто увеличил состояние во время пандемии и не упадет ли стоимость IT-компаний после эпохи ковида?
Пандемия нанесла урон не всем видам бизнеса. Некоторые компании, наоборот, оказались в выигрыше, а их владельцы поднялись в рейтингах миллиардеров
Читать на полной версииВ новой реальности — новые герои. Год, когда мы были вынуждены дистанцироваться и приспособились к новому способу общения. Онлайн-конференции в Zoom, собрания акционеров и даже вечеринки там же. Хочется даже сказать словами классика: «Zoom — как много в этом звуке!»
Сервис был и раньше, но популярность приобрел именно в пандемию. Клиентская база стала расти в геометрической прогрессии — а с ней и котировки. Буквально за первые месяцы карантина — плюс 360%.
Капитализация других IT-компаний тоже выросла, хоть и не так стремительно. Apple подорожала почти на 80%, Microsoft — почти на 41%, компания Alphabet (материнская компания Google) — почти на 30%, Amazon — на 71%, говорит инвестиционный менеджер компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин.
Среди выигравших преобладают компании, которые либо сами оказывают дистанционные услуги, либо помогают это делать другим. В первую очередь это электронная торговля, доставка товаров, онлайн-кинотеатры. Причем такой тренд — по всему миру. В России компании отрасли говорили о внушительном притоке клиентов за квартал, на который пришелся период самоизоляции, то есть апрель — июнь.
Упадет ли стоимость IT-компаний после эпохи ковида? Обвала не произойдет, но будет борьба за удержание потребителя, считает владелец IT-legal-компании «Катков и партнеры» Павел Катков.
Павел Катков владелец IT-legal-компании «Катков и партнеры» «Когда эпоха ковида кончится, эти бизнесы должны будут как-то удерживать потребителей, потому что часть этих потребителей все равно захотят офлайновых ощущений, захотят гулять по торговым центрам, примерять одежду, шопиться, проводить время как до изоляции. Я думаю, что офлайн-рынок немного отыграет назад, но не полностью. Часть этих потребителей все равно останется с дистанционными сервисами — подобно тому, как часть потребителей осталась, например, с кинотеатрами. То есть когда-то были кинотеатры, потом появились онлайн-кинотеатры, люди хлынули в интернет, но все равно продолжили ходить в кинотеатры. Потому что это не полная замена, это скорее новый тип потребления, и он не заменяет старый, а дает потребителю выбор».
Ослабить положение IT-корпораций пытаются и американские власти. Антимонопольные дела идут против крупнейших компаний. Не так давно стало известно, что Google и Facebook объединят усилия в отстаивании своих интересов. Гиганты так просто не сдаются. И это, видимо, тоже тренд.
Этот материал доступен в виде подкаста. Подписывайтесь на «Тренды и бренды от Business FM».