Антикризисные меры США и Евросоюза: грозит ли резкий рост госдолга расплатой?
В США был принят самый дорогостоящий в мире пакет антикризисных мер стоимостью выше 2 трлн долларов. В ЕС стоимость поддержки меньше, но тоже внушительная — 750 млрд евро
Читать на полной версииРазвернувшийся кризис уникален. Никогда раньше столь большое число стран не вводило ограничений, которые бы искусственно тормозили экономическую активность. Если предыдущие кризисы были связаны с экономическими циклами, порождались на финансовом рынке, то этот стал следствием политических решений, стремлением сдержать распространение коронавируса.
Уникален этот кризис и мерами поддержки. Таких масштабных пакетов в истории еще не было. Получается, что с каждым кризисом правительства развитых стран печатают все больше денег, называя это количественным смягчением. Деньги эти текут на фондовый рынок. И вот уже капитализация компаний в десятки раз превышает размер реальной экономики.
Так, США приняли самый дорогостоящий в мире пакет помощи экономике страны в размере свыше 2 трлн долларов. В Евросоюзе стоимость поддержки меньше, но тоже внушительная — 750 млрд евро. Кроме того, лидеры ЕС договорились о бюджете Евросоюза с 2021-го по 2027 год в размере более 1 трлн евро.
Однако тренд этот зародился давно, напомнил в интервью Business FM инвестор и филантроп Рубен Варданян.
Рубен Варданян инвестор, филантроп «Началось в 1980-х годах, когда появились первые фьючерсы и мусорные облигации, это были частные инструменты. После 2008 года еще и государство в этот процесс включилось. Конечно, удивляешься, как эта модель сейчас работает, когда можно иметь полтора квадриллиона выпущенных ценных бумаг в условиях, когда вся экономика всех стран — 80 трлн. То есть ты имеешь в 20 раз больше фиктивный капитал. Хороший вопрос, как долго и как много его можно накачивать. Мы имеем финансовый пузырь, который надувается уже не отдельными частными игроками, как было в 1998 году, когда там были очень интересные процессы запущены, в том числе крупными игроками, мы имеем процесс, запущенный государствами, причем ключевыми государствами, которые в том числе пытаются решить свои внутренние проблемы за счет внешних, и это продолжаться вечно не может».
Осенью Международный валютный фонд предсказал рост совокупного госдолга стран до рекордного уровня. О том, грозит ли резкий рост госдолга расплатой в недалеком будущем, рассуждает директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.
Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «При сегодняшнем уровне процентных ставок в развитых странах по большому счету такой серьезной угрозы нет. И долг этот легко обслуживается, потому что даже ставки находятся на отрицательном уровне в подавляющем большинстве европейских государств, входящих в еврозону. В Соединенных Штатах пока они положительные. Но все равно они находятся на предельно низких уровнях и поэтому бремя ежегодного обслуживания крайне мало. И даже в Японии, в которой долг превысил 250% от валового внутреннего продукта, он является чем-то таким, что бы вызывало непосредственную озабоченность как у правительства, так и у инвесторов. Но рано или поздно ситуация, безусловно, должна измениться. Процентные ставки пойдут вверх, и инфляция тоже может вспыхнуть, как считают ряд экспертов на сегодняшний момент. Поэтому хоть непосредственно угроза отсутствует, тем не менее это, безусловно, не такой хороший фактор наличия огромной задолженности, которая может вспыхнуть в виде кризиса в случае повышения процентных ставок».
Получается, что пока ставки такие низкие, проблемы нет. Но рано или поздно любые стимулы перестают действовать, если в целом с механизмом что-то не так. Обнадеживает, что это проблема не ближайшего будущего.
Этот материал доступен в виде подкаста. Подписывайтесь на «Тренды и бренды от Business FM».