Китайский Центробанк заявил о наличии проблем в корпоративном управлении компании Ant Group и порекомендовал ей сфокусироваться на основном бизнесе — платежном сервисе. Однако мало у кого есть сомнения в том, что это предупреждение не столько финансовому подразделению группы Alibaba, сколько ее основателю — миллиардеру Джеку Ма. СМИ сообщали, что им недоволен лично генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Си Цзиньпин.

Джек Ма заявил, что китайские банки очень медлительны, тогда как современный бизнес требует быстрых кредитных решений. А подобное делать в Китае непозволительно, даже миллиардерам: банки в этой стране, даже с акционерным участием, все равно государственные, говорит директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.

Алексей Маслов директор Института Дальнего Востока РАН «Джек Ма плоть от плоти политической китайской системы, которую выстраивали несколько руководителей Китая, в том числе и Си Цзиньпин. И идея была очень простая: Китай стимулирует рост крупных транснациональных корпораций и через эти корпорации выходит во внешний мир. Но оказалось так, что дешевые кредиты, которые выдавались этим компаниям, сыграли злую шутку именно с руководителями. Джек Ма сделал как минимум три ошибки. Он начал критиковать банковско-финансовую систему, которую Китай долгое время выстраивал. Во-вторых, Джек Ма начал критиковать бюрократию и тот ареопаг, который управляет этой страной. Третий момент: Джек Ма стал слишком мощным».

В сути китайского конфликта с Alibaba американцам и европейцам непросто разобраться, в нем есть что-то непостижимое западному уму, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин. А вот в США и Европе технологические гиганты все же вызывают беспокойство, связанное с экономикой. Однако оно выходит далеко за рамки традиционных налоговых претензий и является скорее концептуальным, говорит Евгений Надоршин.

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Понятно, что для многих государств это в существенной степени угроза экономического плана по той простой причине, что проблемы такой компании государство не может позволить себе решить. Функционирование экономической системы государства может оказаться под угрозой, если такая компания столкнется с проблемами, не совместимыми с ее существованием. Это подвигает многих после 2008-2009 годов переосмыслить роль гигантов. Это как раз хорошо было видно на попытке урезать влияние финансового сектора, в частности банков, из-за постоянной дискуссии как раз тогда, десять лет назад, по поводу проблемы «слишком больших, чтобы умереть» — too big to fail».

Новые технологические гиганты принято называть GAFA — акроним названий четырех компаний: Google, Apple, Facebook и Amazon. В их число также входят Airbnb, Alibaba, LinkedIn, Microsoft, Netflix, Twitter, Uber, Wikipedia и Yahoo. Капитализация некоторых из них, например Apple, уже превысила 2 трлн долларов, причем, по некоторым данным, инвестиционные возможности компании — более триллиона. И неудивительно, что их постоянно обвиняют, в частности европейские государства, в том, что они не платят в достаточной мере налог на прибыль. Так, министр экономики Франции Брюно Ле Мэр принял в 2019 году решение о введении специального налога на GAFA.

Однако все чаще и чаще — во всяком случае в США — конфликты становятся связаны больше не с экономикой, а с политикой, считает гендиректор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.

Станислав Машагин гендиректор инвестиционной компании «Инфраструктура России» «Правовое поле по-прежнему определяет государство. В последнее время технологические компании стали очень активно перегибать палку, стараясь утвердить еще большее влияние, прежде всего в качестве средств массовой информации, это явно видно по выборам в Америке. Этот перегиб палки достиг некоего накала, и здесь можно ожидать существенных санкционных последствий со стороны американской государственности. Есть антимонопольные расследования в достаточно активной фазе против Facebook, есть большой негатив относительно Twitter. Государства будут по-прежнему стараться вернуть себе главное свое качество — власть».

Через принадлежащий Alibaba сервис Alipay за год (с июля 2019-го по июнь 2020-го) прошло около 18 трлн долларов транзакций. Им пользуются более миллиарда жителей материкового Китая. Через платежную онлайн-систему проводится оплата проезда в общественном транспорте, в том числе и в такси, коммунальных услуг, покупок в онлайн-магазинах и многое другое.