На предприятии в Курской области уничтожили более 60 тысяч свиней из-за африканской чумы
Мертвых кабанов находили в Орловской и Самарской областях, Татарстане и Подмосковье. Мелких очагов чумы по всей стране более полутора сотен. В чем причины новой вспышки и какие могут быть последствия для бизнеса?
Читать на полной версииВ октябре Россельхознадзор сообщил, что вспышка африканской чумы свиней в этом году происходит из Воронежской области. Возбудитель опасной болезни был найден в продукции местных мясоперерабатывающих заводов. Власти региона тогда отчитались, что быстро все купировали и что выноса инфекции из двух очагов удалось не допустить.
Как выяснилось к концу года, все же не удалось. Из Воронежской области чума попала в соседние регионы, мониторинг теперь ведут даже в Подмосковье. В Тверской области забили 360 голов, но инфекция все же попала в Курскую область, и здесь пока была самая крупная вспышка — четыре очага. На курском предприятии «Реут» пришлось забить почти 62 тысячи голов и утилизировать 657 тонн продукции. В соседнем свинокомплексе «Агро Инвест» — еще 470 тонн. На предприятии «Мираторг-Курск» до конца года уничтожат еще 10 тысяч голов.
Комментирует генеральный директор Национального союза свиноводов России Юрий Ковалев.
Юрий Ковалев генеральный директор Национального союза свиноводов России «Произошел случай заноса на «Реут», который к тому же оказался еще и в состоянии или банкротства, или предбанкротства — уже была нарушена вся его хозяйственная деятельность. Как только там был обнаружен вирус, руководство и практически все работники разбежались. Конечно, произошла еще задержка в реакции властей. Скажем так, метастазы от «Реута» уже где-то себя проявили и берутся под контроль. Безусловно, это будет локализовано, но сказать, что мы вообще избавимся — это практически невозможно. Вирус никуда не делся, он по-прежнему существует в дикой фауне, где он абсолютно неконтролируемый, и он существует в самых незащищенных свиноводческих хозяйствах, это прежде всего личные подсобные хозяйства, где нет никакого уровня биобезопасности».
Россельхознадзор прямо указывает, что вспышка этого года — «яркое свидетельство», что в стране нет «действенного контроля» за чумой. В частности, плохо организована работа по снижению поголовья дикого кабана — «природного резервуара» инфекции.
Сам вирус африканской чумы свиней человеку не грозит, но для животных в разы опасней любого коронавируса. Возбудитель очень живуч, может ждать своего часа многие годы при любой температуре. Поэтому вспышки заболевания происходят каждый год, и цепочка передачи всегда одна и та же: зараженные особи или мясо попадают на закрытое предприятие — оттуда вирус попадает наружу, к его переносчикам — диким кабанам, — а уже те разносят вирус по соседним регионам. Поэтому и методов борьбы с чумой всего два — либо сжигают все поголовье на зараженном предприятии и еще всех свиней в пяти километрах вокруг (как в случае с курским «Реутом»), либо отстреливают диких кабанов.
Активные разговоры об отстреле велись на федеральном уровне в 2016 году. С докладами выступал тогда еще министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Но каких-то активных мер с тех пор не принималось.
Известно, что хуже всего защищены мелкие подсобные хозяйства, где нет ни сертификации, ни контроля. Но с другой стороны, никто им потерю свиней не компенсирует. И ликвидация подсобных хозяйств в угоду крупному бизнесу — тоже не выход и не панацея. В конечном счете, в новых вспышках виноваты не кабаны, а люди, которые не соблюдают санитарные нормы, говорит руководитель отдела животноводства и ветеринарии Национальной мясной ассоциации Евгений Лапинский.
Евгений Лапинский руководитель отдела животноводства и ветеринарии Национальной мясной ассоциации «Плохо идет просветительская работа во всех аспектах этого заболевания. Заинтересованности нет, поскольку это даже не бизнес-модель в личном подсобном хозяйстве, а способ утилизации пищевых отходов, то есть свинья рассматривается как утилизатор. То есть здесь трудно сказать, как можно победить эту чуму, если в этом процессе не будут участвовать все те, кто держит свиней, то есть и крупные предприятия, и мелкие. Четкие санитарные меры вполне способны оградить предприятия от заноса инфекции. Чаще всего это связано с человеческим фактором: не досмотрели, не внимательно обработали, может быть, транспорт, или термически не обработали. Важны борьба и с кабанами, и проведение профилактических мер среди домашних свиней».
Если вернуться к вспышке чумы в Воронежской области, все могло закончиться гораздо хуже. Промедление и замалчивание ситуации привело бы к тому, что зараженное мясо из России оказалось бы за рубежом — а это грозило бы закрытием всего экспорта. А он, на минуточку, рекордный в этом году — почти 4,5 млн тонн свинины для 20 стран. Как говорят участники рынка, понять, смогли ли мы купировать новую вспышку чумы, можно будет в ближайшие 1,5-2 месяца.