Стала ли профессия курьера одной из самых востребованных в 2020 году?
Нисколько не умаляя заслуги главных героев 2020 года — врачей, нельзя обойти стороной и тех, кто в это непростое время помогал россиянам иногда в буквальном смысле выжить. Кто они — люди в желтых, зеленых и розовых костюмах? Откуда пришли в профессию и многие ли в ней остались?
Читать на полной версииЦифры говорят сами за себя. По данным портала Superjob, спрос на курьеров в России за этот год в среднем вырос почти в три раза. В отдельных городах статистика еще более впечатляющая. В Челябинске курьеров в 2020 году искали в четыре раза чаще, чем в 2019-м. В Перми, Омске, Казани и Волгограде спрос на их услуги вырос более чем в 3,5 раза. И если в 2019-м курьер мог рассчитывать в среднем на 30-35 тысяч рублей, то во время пандемии их средняя зарплата в Москве выросла до 52 тысяч рублей. А особо выносливые и трудолюбивые могли зарабатывать по 75-80 тысяч рублей.
Неудивительно, что в курьеры подались те, кто раньше таких карьерных перспектив для себя явно не рассматривал. Business FM уже рассказывала историю девушки, генерального директора небольшого фотосалона, которой после закрытия бизнеса в первую волну пандемии пришлось устроиться курьером.
И это далеко не единственный пример. Выпускнику Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Александру 24 года. Он работал в банке. Весной в кредитной организации начались процессы оптимизации и сокращения зарплат. Когда зарплата Александра в банке дошла до 35 тысяч рублей, он ушел сам. Устроился курьером и начал зарабатывать вдвое больше. Но это было нелегко, признается собеседник Business FM.
— Смены были с восьми утра до 12 ночи. Это 16 часов. В любые погодные условия — дождь, снег, метель — нужно быть готовым поехать на заказ. У нас просто не остается выбора, мы берем заказ и едем. Первое время ездил на велосипеде, но у меня есть права, и локация позволяла довозить на автомобиле.
— Если пытаться оценить суточный пробег на велосипеде, на автомобиле, много вы наезжали?
— В районе 30-40 километров на велосипеде. На автомобиле, конечно, получалось больше.
Работать курьером непросто. Это подтверждает и генеральный директор кадровой компании Unity Феликс Кугель. Хотеть стать курьером могут многие, но не многие могут им стать, отмечает Феликс Купель.
Феликс Кугель генеральный директор кадровой компании Unity «Работа курьера далеко не простая. Конкуренция огромная в этой сфере с точки зрения работодателей. Далеко не все люди на рынке, которые сегодня высказывают свою готовность быть курьерами, реально готовы ими стать. Есть большое количество ограничений по географии, по возрасту, времени и так далее».
Еще курьерам нужно водить машину или самокат и велосипед, в том числе по снегу, подниматься с тяжелым грузом без лифта, возможно, самое сложное — быть готовым к тому, что дверь может открыть кто угодно: от неадекватного хама, который вместо чаевых оставит разве что неприятное впечатление, до красивой девушки топлесс. Летом СМИ писали о жительнице Санкт-Петербурга, которая два месяца встречала доставщиков исключительно в маске и трусиках. Сама она называла это выражением эстетической благодарности курьерам за их нелегкий труд.
Курьеры, с которыми общалась Business FM, признают, что именно от общения с заказчиками они получали как самые негативные, так и самые позитивные эмоции. Погода, усталость и прочие нюансы профессии отходят в этом смысле на второй план. Как говорят сами доставщики, отношение людей к представителям этой профессии за год сильно изменилось. В начале весны многие клиенты их встречали, часто не скрывая презрения, но чем дальше, тем чаще были слышны слова благодарности.
Общаться с курьерами заказчики доставки в этом году действительно стали чаще, в том числе из-за снижения языкового барьера, говорит заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков.
Александр Ветерков заместитель генерального директора «Работа.ру» «Компании начали активно привлекать на работу россиян, поэтому сейчас состав курьеров существенно изменился, россиян стало примерно в три-четыре раза больше, чем в прошлом году. Хотя, конечно, в составе курьеров все равно большое количество мигрантов или иностранной рабочей силы присутствует. Перед пандемией мы видели истории, когда люди оставались без работы из совершенно разных профессий, например, фитнес-тренеры активно шли на работу курьерами в службы доставки. Сейчас, когда мы беседуем с этими фитнес-тренерами, которые устроились во время первой волны пандемии, они продолжают подрабатывать доставщиками еды. Эта тенденция, скорее всего, сохранится».
Все вышесказанное вовсе не означает, что все внезапно потеряли работу и спасение нашли исключительно в службах доставки. Вакансий все еще очень много, отмечает руководитель исследовательского центра портала Superjob.ru Наталья Голованова.
Наталья Голованова руководитель исследовательского центра портала Superjob.ru «Сейчас, по-моему, есть почти полмиллиона вакансий совершенно разных, курьеров там совсем не большинство, то есть, если люди хотят трудоустроиться по своей специальности или поискать более квалифицированную работу, то ничего им не помешает это сделать. Другое дело, что для кого-то это возможность сейчас подработать перед Новым годом, для кого-то это возможность между поиском работы или вместе с основной работой заработать немного денег. Немного или много — все зависит от желания, потому что предложения есть и почасовые, и даже с выбором графика».
Для кого-то работа в доставке — это не только подработка, но и, как выяснилось, возможность перезапустить карьеру. Александр, который ушел в службу доставки из банка, курьером больше не работает.
«Я работал курьером с 15 апреля по 7 июня. За это время показал себя с хорошей стороны, благодаря этому меня повысили до товароведа. Я думаю, что это не последняя моя должность, буду пробовать себя в директорской сфере».
Правда, пока зарплата Александра вновь упала. По сравнению с заработком курьера — вдвое.
Этот материал доступен в виде подкаста. Подписывайтесь на «Тренды и бренды от Business FM».