Водители такси все чаще работают без сна. Почему это происходит и как избежать трагедии?
Предновогодние дни и праздничные выходные — самое прибыльное для таксистов время. И многие из них в погоне за прибылью не спят сутками и работают сразу в нескольких сервисах. Контролируют ли агрегаторы такси усталость водителей? Что делать, если авария уже произошла? И кто за это в ответе?
Читать на полной версииВ два часа ночи 20 декабря на 30-м километре Калужского шоссе в Москве водитель Skoda Octavia с наклейками «Яндекс.Такси» въехал в трактор, который чистил снег. Сам таксист выжил, а пассажир — лидер дивизиона «Инклюзия» ассоциации «Аутизм-регионы» и предприниматель Сергей Витрянюк скончался в больнице спустя несколько дней. Ему был 41 год. Возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
Не понятно, в каком состоянии был водитель, почему не мог объехать снегоуборщик, не заснул ли он ночью за рулем? Алгоритмы агрегаторов, в частности «Яндекс.Такси», отключают водителя от заказов спустя восемь часов его работы на линии. Но, как правило, водитель сотрудничает сразу с несколькими сервисами или заводит два-три аккаунта в одном сервисе. И такие ситуации, похоже, никак не контролируются.
Агрегаторы «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» на момент публикации материала не ответили на запрос Business FM о том, обмениваются ли они данными о водителях (чтобы контролировать часы их работы) и о том, как вообще планируют решать проблему. В прошлом году «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Везет» тестировали систему обмена данными о совокупном времени работы водителей, которая, как предполагалась, поможет бороться с переработкой таксистов. Но судя по всему, эта схема пока никак не работает.
Но почему вообще водители работают сверх нормы? Многие из опрошенных Business FM таксистов говорят, что за восемь часов просто не успевают отработать расходы на аренду, бензин и прочее. Цена аренды автомобиля класса эконом стоит в районе полутора тысяч рублей в сутки. Сюда прибавляется стоимость бензина на смену — это около двух тысяч рублей. При этом комиссия агрегатора с заказов — около 25%. За стандартную смену таксист успевает лишь выйти в ноль, говорит водитель одного из крупных агрегаторов такси Анатолий. Он также рассказал, что агрегаторы перед Новым годом не отключают водителей от линии, даже если восемь часов работы истекли:
«Чтобы отбить эти расходы людям приходится отрабатывать по 12 часов. Только после этого водитель, в лучшем случае, начинает зарабатывать. По телевизору, по радио везде говорят, что таксист виноват, таксист уснул. А почему таксист уснул? Потому что, чтобы ему выжить в нынешних реалиях, приходится перерабатывать. Оплата труда у нас недостойная. Это все началось, когда агрегаторы ввели фиксированную стоимость поездки. А сейчас, так как праздники и идет невывоз по заказам в том же «Яндексе», в том же «Ситимобил», в тот же Get — они дают работать и 18 часов, и сутки можно работать. Они не отключают нас от заказов. Сейчас самое время чтобы хоть чуть-чуть заработать».
Если таксист во время поездки засыпает за рулем, то юристы советуют сразу писать агрегатору и параллельно звонить в 112. Жалобу передадут сотрудникам ДПС, таксиста остановят, проверят, есть ли проблемы, и при необходимости отстранят от управления. Но если ДТП все-таки произошло, то сейчас суды все чаще признают вину агрегаторов, говорит руководитель юридического отдела компании «Ритм Жизни» Алевтина Юдина.
Алевтина Юдина руководитель юридического отдела компании «Ритм Жизни» «Первое, что должны выяснить — есть ли все-таки действующий полис ОСАГО? Если он есть, то они пишут заявление, указывают в этом заявлении все необходимые данные в соответствии с требованиями страховой и получают компенсацию. В случае смерти пассажира там сумма составляет около 500 тысяч рублей. И если были какие-то повреждения, то они верифицируются по определенному перечню. Если этой компенсации недостаточно либо они хотят покрыть моральный вред, либо вообще полиса не было, тогда они обращаются к агрегатору с претензией. А там дальше уже в зависимости от реакции агрегатора. Если он добровольно каким-то образом удовлетворяет претензию, значит, на этом вопрос заканчивается. Если он молчит или отказывается, то там обращаются в суд. Если, как часто бывает, водитель проработал очень много времени, конечно, в таком случае привлекают агрегаторов к ответственности».
Устанавливать в салон такси датчики контроля усталости предлагалось в законопроекте о регулировании отрасли. Это документ с непростой судьбой. В Госдуме его разрабатывали больше двух лет. Недавно он прошел первое чтение и готовился ко второму. Но автор заявил, что во время доработки текст сильно изменился и уже не отвечает требованиям времени. И сейчас законопроект отклонен, отмечает автор документа, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.
Вячеслав Лысаков депутат Госдумы «По моим данным, профильный комитет отклонил этот законопроект. Это единственное правильное решение, которого я добивался и призывал к этому, критиковал фракцию, потому что это был позор. Проталкивать, протаскивать в течение двух с лишним лет никуда не годный текст законопроекта вместо того, чтобы, не теряя времени, заняться законопроектом, который бы отвечал современным реалиям».
По словам депутата Лысакова, о дальнейшей судьбе законопроекта о регулировании такси будет известно уже в следующем году. И будет ли там пункт об обязательной установке датчиков контроля усталости — тоже пока вопрос.