Заемщикам могут дать две недели на отказ от навязанных услуг в банке
Обсуждается текст поправок в закон о потребительском кредите. По данным ЦБ, жалобы на навязывание услуг составляют около 10% от всех обращений в Банк России: это не только страховые услуги, но и юридические, диспетчерские сервисы и даже телемедицина. Как и от чего можно будет отказаться?
Читать на полной версииМужчина брал кредит в отделении банка в Медведкове. Рассчитывал взять 850 тысяч, но в итоге получился почти миллион. 150 тысяч рублей стоила страховка. Правда, когда он внимательно прочитал договор, то оказалось, что с кредитом он приобрел целый набор услуг. Он описал подробно свою ситуацию на Banki.ru:
«Менеджер предупредила, что без страховки во время пандемии не одобрят. На кредит в 850 тысяч рублей страховка выходила на 150 тысяч. То есть менеджер называла это страховкой. После подписания документов стало понятно, что на самом деле на страховку ушло только 100 тысяч. Остальное — другие услуги. Например, 14 тысяч ушло на сертификаты на некую юридическую и финансовую помощь».
Подобных историй на специализированных форумах сотни. По данным Центробанка, каждое десятое обращение к регулятору — это жалоба на навязывание услуг. Возникает логичный вопрос: как от этих услуг отказаться?
Именно для страховки есть период охлаждения — 14 дней, за которые можно отказаться от услуги и вернуть деньги. Но что делать, например, с сертификатом на юридические услуги? От него тоже можно отказаться даже без изменения к закону о потребительском кредитовании. Но важно понять: дополнительную услугу клиенту банка именно навязали, что прямо запрещено законом, или его обманули? От этого зависит форма защиты. Комментирует управляющий партнер компании «Таранюк и партнеры» Максим Таранюк.
Максим Таранюк управляющий партнер компании «Таранюк и партнеры» «Если речь идет, например, о юридических услугах или о каких-то любых других услугах, то независимо от того, как красиво придумали, как красиво назвали этот договор, по закону от договора возмездного оказания услуг потребитель может отказаться в любой момент. То есть нужно как можно быстрее написать заявление, он отказывается от договора, и ему должны вернуть денежную сумму пропорционально неиспользованному времени, на которое приобреталось. Как правило, эта услуга продается на год вперед».
Если в банке не объяснили суть продукта, это отдельное нарушение. Продавец обязан разъяснить потребителю предмет услуги и предоставить всю сопутствующую информацию. Это тоже может быть основанием для отказа. Но без помощи юриста отстоять свои права и вернуть деньги будет сложно. Вероятно, процесс упростится, если будут внесены поправки в закон о потребительском кредитовании, которые обсуждаются. Тогда может появиться двухнедельный период охлаждения, за который потребитель сможет отказаться от ненужной услуги.