Два года лишения свободы условно с испытательным сроком в два года — такое наказание назначил Тверской суд Москвы муниципальному депутату Тимирязевского района столицы Юлии Галяминой. Ее признали виновной в неоднократном нарушении правил проведения массовых акций (ст. 212.1 УК РФ) по так называемой «дадинской статье». Она получила такое название по имени первого осужденного — Ильдара Дадина. До этого он и второй фигурант аналогичного дела Константин Котов отсидели реальные сроки по ней.

К оглашению приговора правоохранители подготовились основательно. Предвидя наплыв сочувствующих, вокруг здания установили металлическое ограждения. Из-за пандемии внутрь пускали лишь аккредитованных журналистов, а также некоторых представителей правозащитных организаций.

Встать, суд идет

Оглашение приговора было запланировано на 14:00, но в итоге началось с часовым опозданием. К этому времени толпа сочувствующих перед зданием суда на Каланчевской, 43а разрослась до нескольких сотен человек. Юлия Галямина, для которой прокурор просила три года колонии, приехала в суд с вещами. Она призналась, что готова к реальному сроку и накануне была занята сборами, чтобы «не оказаться в СИЗО в платье». «Мы полдня ездили в «Ашан» за покупками. У меня был список вещей, которые нужно взять с собой. Потом мы пошли гулять с собакой и вместе с мужем вечером выпили вина», — сказала она, отвечая на вопрос Business FM.

Муниципальный депутат отметила, что ее не устроит условный срок, а только «полное оправдание». Вмененную ей статью она назвала «незаконной» и «полностью нарушающей права людей».

Среди тех, кто разделял ее опасения о реальном сроке, был лидер правозащитного движения «За права человека» Лев Пономарев. Он назвал предстоящий приговор «историческим событием». Два с половиной часа Пономарев провел в зале для трансляции, куда предложили пройти тем, кого не смог вместить зал. Поддержать Юлию Галямину приехал и Константин Котов. Отсидев год и четыре месяца колонии, он освободился неделю назад, 16 декабря. Его сопровождала жена Анна Павликова — фигурантка другого резонансного дела — «Нового величия».

На суде председательствовал Анатолий Беляков, известный тем, что дал три года колонии Эдуарду Малышевскому по делу о массовых протестах оппозиции летом 2019 года. Москвич провинился тем, что выбил ногой окно в автозаке. Позже Мосгорсуд снизил ему срок на три месяца.

Когда Беляков начал зачитывать приговор, казалось, что участь муниципального депутата предрешена. «Подсудимая совершила неоднократное нарушение правил проведения массовых мероприятий», — утверждал судья. Вскоре ее адвокаты попросили, чтобы Галяминой разрешили заслушать приговор сидя, сославшись на то, что у нее кружится голова. Их просьбу Беляков удовлетворил, женщине принесли воды. Но через пять минут судья заметил, что та с кем-то переписывается по телефону, и изменил решение. «Телефоном вы можете пользоваться, значит, прошу вас встать», — обратился он к Галяминой. Всего оглашение приговора затянулось на два часа.

«Умышленные» действия

Суд согласился с версией обвинения о том, что Галямина в течение полугода до дня возбуждения дела (15 июля 2020 года) больше двух раз привлекалась к административной ответственности за нарушение порядка проведения акций (статья 20.2 КоАП РФ). Из материалов дела следовало, что в отношении нее правоохранители составили целых шесть административных дел.

Сама подсудимая вину не признала. Ее адвокаты упирали на то, что административные проступки имели место за пределами полугодичного срока: все они были совершены в июле 2019 года, и лишь два решения по ним вступили в законную силу в течение 180 дней.

Также защита говорила об отсутствии в ее действиях состава преступления, опираясь на постановление Конституционного суда. Тот 27 июля 2019 года указал, что такие действия не являются преступными, если не создали угрозу причинения вреда чужому имуществу или здоровью. Неудобства же, связанные с проведением публичных мероприятий (ограничение пешеходного движения, создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и другие), не могут расцениваться как такая угроза.

Однако судья Беляков решил, что в деле Галяминой было не так. В приговоре утверждается, что в течение полугода вступили в силу четыре решения о совершении Галяминой административных правонарушений. Описывая ее действия, судья указал, что 11 июля 2019 года муниципальный депутат «умышленно» разместила в своем Twitter для всеобщего обозрения сообщение с призывом выходить на митинг 14 июля в Новопушкинском сквере. Поводом для акции был недопуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. На мероприятие, по данным полиции, собралось около тысячи человек. По мнению суда, люди мешали движению пешеходов, нарушая своими действиями права и интересы других лиц, в том числе на свободу передвижения.

Позже Хамовнический суд оштрафовал Галямину за организацию несогласованной акции на 30 тысяч рублей. Однако та «не сделала выводов», а «продемонстрировала пренебрежение законными требованиями властей», утверждает судья. Так, она приняла участие в организации других несогласованных акций — митинга на Трубной площади 15 июля 2019 года и шествия по центру города, которое началось от Пушкинской площади 15 июля 2020-го. Первая была заявлена как встреча граждан с незарегистрированными кандидатами в Мосгордуму, вторая стала выступлением против поправок к конституции.

Угроза заражения и вытоптанная трава

«Достоверно зная, что участвует в несогласованном митинге» с иными лицами в количестве примерно 500 человек, Галямина, «пренебрегая правом других людей на свободу передвижения», скандировала лозунги: «Это наш город!», «Мы здесь власть!». Так описал Беляков поведение москвички на Трубной площади в прошлом году. Своими действиями она, по мнению суда, создала условия для совершения правонарушений, мешала движению пешеходов и ограничивала доступ людей к учреждениям и объектам социальной инфраструктуры. Митингующие также «создавали угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям по охране конституционного порядка», отметил председательствующий.

Судья также указал, что летом 2020 года на своих страницах в соцсетях Галямина призывала людей выходить на несогласованные властями акции. Особо председательствующий подчеркнул, что собравшиеся на них люди не соблюдали указ мэра о соцдистанции и создавали реальную угрозу заражения окружающих COVID-19, а также угрозу повреждения имущества физических и юридических лиц. Он напомнил, что активисты вытоптали насаждения в Пушкинском сквере. Судья также процитировал показания одной из свидетельниц — сотрудницы кафе «Гастробар» на Тверской улице. Та рассказала, что демонстранты забежали внутрь кафе, били по стеклу, а также заблокировали вход и выход для посетителей. Митинг продлился час.

«Галямина как организатор несанкционированной акции не требовала прекращения противоправных действий», — констатировал судья. При этом он отверг показания свидетелей защиты, которые сказали, что акции были мирными и никому не мешали. Суд счел, что слова сторонников Галяминой носят «субъективный» характер.

«Частный» случай

При назначении наказания судья учел, что Юлия Галямина к уголовной ответственности привлекается впервые, исключительно положительно характеризуется, в том числе избирателями муниципального округа, студентами и коллегами-депутатами из разных округов столицы. Кроме того, было принято во внимание, что подсудимая материально помогает дочери и близким родственникам. Суд признал это смягчающим обстоятельством. «Отягчающих обстоятельств не установлено», — сказал судья Анатолий Беляков. Он принял во внимание возраст и состояние здоровья подсудимой, решив, что ее исправление «возможно без изоляции от общества».

Получившая условный срок муниципальный депутат давала комментарии на улице под крики мегафона — так полицейские призывали людей разойтись. Осужденная сказала, что вероятность вынесения ей условного срока составляла 50% «в зависимости от «решения Кремля». Она считает, что своей свободой она обязана тем, кто выступал в ее поддержку, отметив, что петиция в ее защиту набрала 150 тысяч подписей.

Адвокаты осужденной Мария Эйсмонт и Михаил Бирюков планируют обжаловать приговор. Они заявили, что власть «осудила политика». «Это был совершенно политический подход. Поскольку если говорить о праве, то Галямину вообще нельзя было судить», — подчеркнула Эйсмонт.

Константин Котов назвал проявленный судом гуманизм частным случаем, предположив, что судья решил не сажать 47-летнюю женщину, у которой есть проблемы со здоровьем. «Мы видим только ужесточение законодательства. У меня такое чувство что эту статью будут применять и дальше», — сказал он Business FM.

Примером тому может служить дело по статье 212.1 УК РФ в отношении экоактивиста из Подмосковья Вячеслава Егорова. Рассмотрение его дела должно было начаться в Коломенском городском суде 21 декабря. Егоров присутствовал на приговоре Юлии Галяминой. Процесс над ним в понедельник не состоялся, потому что судья Светлана Беляева взяла самоотвод. Она усмотрела конфликт интересов, поскольку именно она ранее вынесла решение по двум «административкам» в отношении Егорова. Позже они легли в основу уголовного дела. Теперь дело должны передать другому судье. Поэтому разбирательство начнется, скорее всего, уже после Нового года.