Минобрнауки обсуждает с вузами возможность снизить плату за образование из-за перехода на онлайн-обучение
Ректоры выступают против. Они отмечают, что вузы просто не смогут возместить финансовые потери, так как организация дистанционного образования стоит дороже, чем обучение студентов офлайн
Читать на полной версииОбновлено в 18:07
Минобрнауки обсуждает с ректорами вузов возможность снизить плату за образование из-за перехода на онлайн-обучение, пишет газета «Коммерсантъ». Такое поручение накануне дал и премьер Михаил Мишустин.
Ректоры против: по их словам, вузы просто не смогут возместить финансовые потери, так как организация дистанционного образования стоит дороже, чем обучение студентов офлайн.
Некоторые эксперты, опрошенные газетой, считают, что решить проблему можно, создав специальную программу стипендий для лучших или нуждающихся студентов-контрактников. Студенты, которые учатся на платной основе, считают, что дистанционные занятия сильно проигрывают в качестве. А доходы многих семей в этом году упали.
Ситуацию комментирует ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Николай Кудрявцев:
Николай Кудрявцев ректор МФТИ «Студенты находятся в непростых условиях, но та же самая ситуация и у высших учебных заведений. Наверное, [снизить плату за обучение] вполне возможно, но надо понимать, что это будет делаться за счет каких-то внутренних резервов вуза, за счет того, что другие программы будут как-то сокращаться, вообще будут откладываться на лучшие времена. Почему так? Чтобы реализовать на хорошем уровне онлайн-обучение, средств надо даже больше: надо и курсы перерабатывать, и технические аспекты делать. Действительно, ведущие вузы делают качественное онлайн-образование. Оно, наверное, никогда не может заменить полностью классическое, когда студент должен встречаться с преподавателем, но приблизиться к этому уровню вполне возможно, но это не будет дешевле. Уже то, что сейчас оплата за образование не повышается в связи с этой ситуацией, вузы эти издержки просто берут на себя. Вопрос, на сколько у них хватит таких возможностей. Любое снижение стоимости обучения так или иначе будет отражаться на качестве. У вузов есть государственные задания, там есть расчеты. Есть у нас студенты внебюджетные, которые компенсируют, и эта компенсация не должна быть меньше, чем то, что получают бюджетные студенты, потому что считается, что иначе это делается уже за счет качества. Другое дело, что любая методика расчетов в этом смысле какие-то факторы где-то не учитывает, например, вы построили новое общежитие, вот эти инвестиционные деньги входят в этот расчет».
Некоторые ректоры столичных вузов отказались обсуждать с Business FM тему снижения стоимости дистанционного обучения. Минобрнауки и Минпросвещения должны выработать единое решение по вопросу о воможности снижения платы за обучение до середины февраля.
На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин отметил, что при переходе на онлайн-формат число рабочих часов преподавателя не меняется. А большую часть расходов университетов составляет зарплата преподавателей.
Как формируется цена платного обучения? Объясняет директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко:
Татьяна Клячко директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС «Цена обучения формируется на основе так называемых нормативов подушевого финансирования. Министерство считает нормативы финансирования по трем группам направлений подготовки специальности, устанавливает эти нормативы, и к ним привязывают некоторые корректирующие коэффициенты, в зависимости от региона. Получается региональный норматив финансирования вуза. А дальше установлено правило: платный студент не должен платить меньше, чем установленный норматив. И вот здесь возникает вопрос: если министерство просит вузы снизить плату за обучение, нет ли здесь противоречия? Не будут ли вузы вынуждены понизить плату ниже того норматива, по которому они должны обучать бюджетных студентов?».
В середине ноября студенты-контрактники МГУ подготовили коллективный иск к вузу. Из-за перехода на дистанционный формат качество учебного процесса «снизилось в разы», утверждали студенты и требовали произвести перерасчет за два семестра. Вуз опровергал проблемы. Позже в МГУ объявили, что направят около 30 млн рублей на поддержку студентам в связи с переходом на дистанционку.