Под новые санкции США попали «Ростех», «Роскосмос» и даже летный отряд президента. Насколько все серьезно?
В списке более 40 российских компаний и ведомств и 58 китайских организаций. Теперь для закупок американских товаров и технологий им придется получать лицензию в Штатах. Почему новые санкции внесли именно сейчас? И стоит ли Москве теперь наращивать сотрудничество с Пекином?
Читать на полной версииВ новый санкционный список Минторга США попали 41 компания и ведомство из России. Среди них — Минобороны, Служба внешней разведки, «Ростех», ряд структур «Роскосмоса» и «Росатома» и даже специальный летный отряд «Россия». Ограничения также коснулись 58 организаций из Китая. Теперь для того чтобы купить любые товары, компоненты и детали в Соединенных Штатах, все упомянутые в списке должны получить специальную лицензию.
Глава американского Минторга Уилбур Росс пояснил, что новые ограничения вводятся, чтобы «противостоять совместным усилиям Китая и России в попытках присвоить себе и использовать американские технологии». Почему новые санкции внесли именно сейчас? И стоит ли Москве теперь наращивать сотрудничество с Пекином? Комментарий гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова.
В санкционный список также внесли объединенные авиа- и двигателестроительные корпорации, корпорации «МиГ», «Туполев» и «Вертолеты России», а также корпорацию «Иркут», производителя самолетов МС-21 и Superjet 100. Оба последних проекта имеют часть комплектующих из США. У «Суперджета» даже были с этим проблемы, когда два года назад Вашингтон заблокировал поставки лайнеров в Иран. Это произошло из-за того, что у «Суперджета» было больше 10% американских компонентов. Именно поэтому новый проект Sukhoi Superjet New афишируется как полностью импортозамещенный лайнер. Проблемы у МС-21 начались тогда же, два года назад, когда США включили в санкционный список разработчиков двигателей и композитных деталей для крыльев самолета.
Впрочем, «Иркут» уже подписал твердые контракты на поставку 175 самолетов МС-21, в том числе «Аэрофлоту». Кроме того, недавно лайнер впервые провел испытательный полет с российским двигателем ПД-14, полновесным аналогом американского движка. То есть хотя бы частично корпорация новые санкции опередила. А на крайний случай можно будет закупаться отдельно, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Большая часть организаций из списка уже находится под американскими санкциями, секторальными или блокирующими. Однако структуры «Роскосмоса» и «Росатома» попали под санкции впервые. Дмитрий Рогозин уже ответил в стиле «сам дурак». На попадание в список самарского РКЦ «Прогресс», входящего в «Роскосмос», он заявил: «Батут заработал, и первым делом они решили плюнуть в самарский колодец».
К «Роскосмосу» в списке относится еще Центральный институт машиностроения, но ему санкции не страшны, в отличие от центра «Прогресс», говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
— Если говорить о ЦНИИмаш, то их деятельность в основном бумажная. Мне не кажется, что это серьезно осложнит жизнь субподрядчикам. А вот «Прогресс» делает железо.
— Есть ли какие-то альтернативы у китайцев?
— Что касается ракетно-космических технологий, боюсь, что нет. Насколько я знаю, получать у них особо нечего. Что касается других цифровых индустрий — от китайцев, да, наверное, можно что-то получать, и от них же получают, скажем, Великобритания, Франция и так далее. Где сильно прижимают китайцев американцы, так это на рынке так называемых пусковых услуг.
В целом реакции в России на санкции были сдержанными. Дмитрий Песков заявил, что «Россия будет защищать свои интересы должным образом». Зампред Совбеза Дмитрий Медведев посчитал, что США в вопросе санкций злоупотребляют понятием «нацбезопасность» в угоду американским чиновникам. А в «Ростехе» сказали, что «уже забыли, как это — жить без санкций».