Исследование: 75% российских учителей испытывают симптомы профессионального выгорания
По словам собеседников Business FM, симптомы выгорания сегодня можно наблюдать не только у педагогов с большим стажем, но и у молодых учителей
Читать на полной версииБолее 75% российских учителей испытывают симптомы профессионального выгорания, следует из результатов исследования программы по развитию педагогов «Я Учитель» и программы «Образовательная инициатива «Яндекса». У 38% педагогов выгорание уже достигло острой фазы, а значит, начинает сказываться на работе.
В опросе приняли участие 38 тысяч учителей. Педагоги сами запросили тестирование на выгорание, говорит руководитель направления продвижения сервиса «Яндекс.Учебник», программы «Я Учитель» Ирина Савицкая.
Ирина Савицкая руководитель направления продвижения сервиса «Яндекс.Учебник», программы «Я Учитель» «Составляющие выгорания — эмоциональная усталость, формальное отношение к работе, отстраненность от организации и недовольство условиями, и в последние несколько лет увеличившаяся бюрократия, электронный документооборот тоже ведут к возрастанию недовольства условиями. Самое ужасное, наверное, в том, что степень выгорания почти не связана со стажем. Есть определенный процент учителей, которые, уже начиная со стажа от трех и более лет, находятся в стадии выгорания. Педагоги испытывают постоянное профессиональное истощение, связанное конкретно с должностью. Это связано с пандемией, безусловно, потому что в этот момент учитель находится в ситуации кардинальной перестройки своей работы. Что такое среднестатистический учитель? Это человек, который десять лет учился в школе, потом в вузе, а потом вернулся работать в школу. Его естественной средой обитания является образовательная, школьная среда, где выстроены процессы, где понятное взаимодействие, понятно, как работать с детьми и с родителями. И вдруг в период пандемии все это меняется, это колоссальный стресс. При этом толком непонятно, что делать. Все спрашивают учителя — и дети, и родители, и администрация. И это огромное давление с внешней стороны в сочетании с огромной неопределенностью изнутри, которая есть у учителя, безусловно, влияет на выгорание, на утомление и на усталость от профессии».
Для сравнения: у сотрудников бизнес-структур показатель выгорания примерно 50%, хотя считается, что бизнес — это напряженная и проблемная работа, отметила Ирина Савицкая.
Подтверждение психологическому исследованию среди педагогов сейчас видно в каждой школе, говорит историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров.
Александр Снегуров историк, заслуженный учитель России «Я сам наблюдаю массу людей, которые подвержены или депрессии, или сильнейшему нервному напряжению, что ведет к лихорадочности действий или к заторможенности. Причем это не связано с какими-то возрастными параметрами, это может быть и у 30-летнего человека. Подобное я связываю с рядом причин. Кризис школы, который затянулся, это и доковидная пора, сейчас, конечно, просто произошла фаза обострения всего этого. Прессинг административного истеблишмента на педагогов с одной стороны, с другой — многолетнее недовольство родителей учителями, бесконечные жалобы, провокации со стороны учеников, все эти ролики, которые мы время от времени видим. Это происходит ежедневно. А также неблагополучные социально-экономические условия жизни учителей. Занимаясь педагогической работой, очень ресурсозатратной, нужно бороться еще за жизнь».
Сами учителя связывают полученные результаты исследования также и с тем, что во время дистанционной работы на педагогов существенно выросла нагрузка, но они не получили стимулирующих мер поддержки от государства.